Иногда самые непопулярные меры приносят неожиданно хорошие результаты. О том, как разгрузить центр города и при этом не создать пробок

Основные проблемы функционирования транспортных систем городов едины для всех. Их можно систематизировать и разделить на объективные и субъективные проблемы.

Объективные проблемы:

  • Рост уровня автомобилизации населения;
  • Увеличение интенсивности использования индивидуально транспорта;
  • Снижение эффективности городского пассажирского транспорта;
  • Увеличение потребности жителей города в перемещениях;
  • Диспропорция между уровнем автомобилизации и темпами дорожного строительства;
  • Градостроительно-планировочные проблемы развития городской территории.

Субъективные проблемы:

  • Несовершенство системы организации и управления развитием дорожно-транспортного комплекса;
  • Недостаточная законодательная база на местном и региональном уровне в области управления транспортной системой города, региона;
  • Недостаточная информационная составляющая при принятии управленческих решений;
  • Недостатки финансирования развития дорожных сетей и транспортной инфраструктуры;
  • Нерешенность имущественных вопросов и вопросов разграничения прав собственности и управления объектами транспортной инфраструктуры;
  • Негативное влияние человеческого фактора.

Системный подход к решению транспортных проблем – это осуществление на государственном уровне сложной интегрированной политики на основе синтеза систем управления транспортом, градостроительства, землепользования и организации дорожного движения, реализуемой через соответствующие отраслевые и правовой базы. Только такой синтез управления становится необходимым условием ликвидации транспортного коллапса в крупных городах.

Подробнее в видео

Базовые принципы транспортного планирования в Европе


Принцип №1. Пешеход важнее автомобиля. Велосипедист важнее автомобиля. Маршрутный автобус или трамвай важнее автомобиля. Все автомобилисты равны. Едущий автомобиль важнее припаркованного (первый выполняет полезную работу, второй – нет). Соответственно парковка немыслима там, где вы можете хоть чем-то помешать движению автомобилей и пешеходов, а также работе общественного транспорта.


Принцип №2. Единственная часть городского пространства, где автомобилист не является угнетенным существом и где он не увидит ни пешеходов, ни велосипедистов, ни остановок общественного транспорта – это сеть городских скоростных магистралей. На всех остальных улицах хозяин – пешеход, которому надо спускаться под землю только для входа в метро, но не для перехода проезжей части. Здесь скорости движения автомобилей строго лимитированы.


Принцип №3. Каждая часть городского пространства – улицы, проезды, тротуары – имеет собственника. Собственником является либо муниципалитет, либо владелец дома, либо владельцы квартир, объединенные в кондоминимум.
Парковка, не санкционированная собственником, считается правонарушением.

Принцип №4. Парковка, за немногими исключениями – платная. Плата за парковку растет по мере приближения к городскому центру.

Принцип №5. После мероприятий в местах концентрации ДТП их количество на прилегающих участках не должно увеличиваться в большей степени, чем до проведения мероприятий.