Сиднейский оперный театр  одно из самых узнаваемых зданий XX века. Его знают даже те, кто никогда не был в опере. Возможно даже вы, мой любознательный коллега.

Sydney Opera House

Сложно поверить, но этот оригинальный проект, который так и тянет назвать Архитектурно элегантным,  был разработан еще в 1956 году малоизвестным датским архитектором Йорном Утзоном. Строительство театра потребовало применения новаторских на тот момент технологий, и как вы уже поняли, начальный бюджет был превышен… кхе кхе в десятки раз.

Понятное дело, что все эти перипетии стоили архитектору  немало здоровья.  Забегая вперед скажу, автор так никогда вживую не увидел здание, принесшее ему мировую славу.

Итак, как же удалось воплотить столь смелый для своего времени проект? Это целая история.  

Первые специализированные оперные театры появились лишь конце XIX столетия. Поначалу это были здания с классической планировкой: прямоугольными залами, традиционной сценой и просцениумом. Но уже во второй половине XX века стали появляться оперные театры оригинальной планировки.

Один из ярчайших примеров — Сиднейский оперный театр. Его история началась в 1956 году, когда власти штата Новый Южный Уэльс объявили о международном конкурсе на лучший проект подобного культурного объекта в Сиднее.

Рассматривалось 223 проекта, а победителем конкурса был объявлен датчанин Йорн Утзон. Его проект состоял всего из нескольких простых набросков, но смелость и оригинальность идеи настолько поразили знаменитого архитектора Ээро Сааринена, что судьба первого места была предопределена. Одним везением это не объяснишь, талант, талант!!

Йорн Утзон задумал здание театра как набор ракушек, изгибы которых одновременно будут напоминать волны океана. Однако не все так просто! Привлекательная конструкция оказалась трудной для воплощения. Первый камень в основание здания, находящегося в гавани неподалеку от королевских ботанических садов и стального моста Харбор-Бридж, был заложен в 1959 году, а закончено оно было лишь спустя 14 лет. Строительство включало в себя три основных этапа: возведение подиума, сооружение внешних оболочек, интерьерные работы.

Сложности начались уже на первом этапе. Подиум пришлось модифицировать сразу же после возведения в 1963 году. Уточненные расчеты показали, что нужно укрепить, чтобы он выдержал массивные бетонные конструкции «ракушек». А их вес составил более 27 тонн.

Кровля театра, максимальная высота которой — 67 метров, образуется несущими бетонными сферами диаметром 150 метров. Они состоят из сборных треугольных бетонных панелей, опирающихся на 32 сборные нервюры, также из бетона.

Изгибы крыш имеют одинаковую форму за счет того, что нервюры — это части одного большого круга, благодаря чему здание имеет гармоничный вид. Для контраста с окружающей гладью воды раковины облицованы керамическими плитками шведского производства. Их понадобилось чуть более одного миллиона. Вместе с укладкой черепицы потребовалось 11 лет, чтобы полностью завершить эту сложную конструкцию.

Отношения архитектора с властями штата с каждым годом становились все напряженнее. Вместо планируемых 4 лет строительства и бюджета в 7 млн. долларов, проект потребовал 14 лет и вложения 102 млн. долларов.

И в 1966 году Утзон покинул Сидней после серьезной ссоры с городскими властями и больше он в Австралию никогда не возвращался.

Экстерьер проекта был закончен в соответствии с задумками автора, но в работах внутри здания Утзон участия не принимал. В интерьеры был внесен ряд изменений, некоторые из которых были необходимы — в частности, для лучшей акустики были сделаны специальные потолки, отражающие звук.

Несмотря на такой долгий и сложный процесс строительства, результат получился впечатляющим. В 2007 году здание было включено в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. А за четыре года до этого, при вручении Утзону Притцкеровской премии, член жюри Фрэнк Гери назвал Sydney Opera House «зданием, опередившим время, технологии и изменившим образ целой страны».

А недавно стало известно, что Сиднейский Оперный театр получит самую большую модернизацию с момента его открытия в 1973 году. Запланированы работы для концертного зала, будет переделан вход в здание и функциональный центр.

На первом месте — модернизация акустики основного концертного зала. Имеется план преобразования существующих офисных помещений в творческий учебный центр. Реконструкция также сделает здание более доступным, будут установлены  новые лифты.

На этот раз австралийские власти денег не жалеют. Реконструкция обойдется более чем в 200 миллионов.

Работы будут сведены к минимуму, однако концертный зал будет закрыт на 18 месяцев, а Сиднейский симфонический оркестр переедет на новое место между августом 2019 года и январем 2021 года.