Государственные закупки начинаются с определения потребности и заканчиваются заключением контракта. 

Цель государственных закупок заключается в своевременном и эффективном с точки зрения затрат заключении контрактов с квалифицированными подрядчиками, поставщиками и поставщиками услуг на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для поддержки деятельности государственных органов и органов государственной службы в соответствии с принципами и процедурами, установленными в правилах государственных закупок.

Основными участниками процесса государственных закупок являются специалисты-практики в области закупок. Они отвечают за то, чтобы цель государственных закупок была достигнута. Они должны завоевать доверие заинтересованных сторон и обеспечить их полное понимание процесса и принципов закупок.

Специалисты-практики в области закупок прямо или косвенно участвуют в процессе закупок, начиная с оценки потребностей и заканчивая закрытием контрактов. Они непосредственно участвуют в процессе государственных закупок, предоставляют консультации и поддержку во время исполнения контрактов или прохождение ПКО Самрук-Казына.

Заинтересованные стороны государственных закупок — это те, кто извлекает выгоду из результатов государственных закупок, включая всех заинтересованных в этом процессе (кто может быть затронут, прямо или косвенно, тем или иным конкретным закупочным действием).

Различие между участниками и заинтересованными сторонами заключается прежде всего в их участии. Субъекты играют активную роль в процессе закупок, в то время как заинтересованные стороны играют более пассивную роль. Участники также являются заинтересованными сторонами в силу тех выгод, которые они получают от использования общественных благ и услуг.

Все жители страны являются бенефициарами системы государственных закупок через общественные товары и услуги, доступные и предоставляемые им в форме транспортных систем, ЖКХ, системы образования, медицины и т.д..

Закупочные организации государственного и частного секторов предназначены для приобретения товаров и услуг. Основное различие между этими двумя типами организаций заключается в цели приобретения этих товаров и услуг. Один ориентирован в первую очередь на социальную выгоду, другой — на прибыль.

Закупочная деятельность частного сектора направлена на поддержку основной бизнес-цели компании, которая заключается в получении прибыли. Это не исключает того, что частные субъекты могут также стремиться к получению социальной выгоды; однако это не является их основной бизнес-целью. В государственном секторе двумя основными причинами приобретения товаров и услуг являются: i) поддержка деятельности правительства и ii) предоставление государственных услуг.

Источником финансирования является еще одно фундаментальное различие между закупками частного и государственного секторов. Хотя закупки в частном секторе финансируются владельцами или акционерами компании, средства, используемые в государственных закупках, в основном поступают от налогов и/или грантов и займов, полученных правительством от имени страны.

Что касается регулирующих норм, то закупки в частном секторе в основном соответствуют контрактному или коммерческому праву в отношении заключения контрактов, но их методы закупок регулируются политикой компании. Однако весь процесс закупок в государственном секторе регулируется правовыми и институциональными рамками государственных закупок (правилами закупок), и практические работники обязаны их соблюдать. 

Закупки в частном секторе также регулируются политикой компании. Такая политика не обязательно диктуется законом, но и целями компании. Частная компания может заключить договор с другой частной компанией или физическим лицом, и метод закупок полностью диктуется внутренней политикой компании.

Закупки в государственном секторе регулируются правилами государственных закупок. В большинстве стран существует закон, регулирующий закупки товаров, услуг и работ за счет государственных средств. Эти правила определяют основу для управления закупками и различные методы, разрешенные в различных обстоятельствах. 

Государственные закупки также должны соответствовать определенным принципам. Этот процесс должен быть открыт для общественного контроля в зависимости от используемого метода закупок и любого соглашения о конфиденциальности, вытекающего из конкретного используемого метода закупок. 

Иногда закон «О закупках» носит всеобъемлющий характер с высоким уровнем детализации; иногда он охватывает только основные положения, оставляя детали для дальнейшей разработки в Положениях о закупках, руководящих принципах и руководствах (институциональных рамках), которые должны расширяться, но не противоречить закону О публичных закупках.

Что касается надзора, то процесс закупок в частном секторе в основном закрыт для общественного контроля, однако акционеры могут потребовать пересмотра процесса закупок. Закупки в государственном секторе, напротив, открыты для общественного контроля, а специалисты-практики в области государственных закупок несут ответственность за свои действия и должны обеспечивать, чтобы управление государственными закупками осуществлялось в соответствии с целями, принципами и процедурами, определенными в правилах государственных закупок.

Управление государственными закупками, определение потребностей и выделение бюджетных средств, планирование закупок и разработка стратегии, выбор метода закупок, подготовка тендерной документации и реклама, представление заявок и предложений, оценка и отбор, а также заключение контрактов на закрытие-все это рассматривается в правилах закупок. 

Специалисты-практики в области публичных закупок не вправе использовать метод закупок, не предусмотренный в правилах закупок или не определенный для конкретного вида закупочного требования. Любое отклонение от правил публичных закупок требует обоснования и разрешения со стороны назначенного утверждающего органа, иногда тендерного Совета, до того, как это действие будет выполнено.

Государственные закупки регулируются правовой основой закупок, которая представляет собой закон или постановление (или часть закона или постановления), санкционированное судебной системой конкретной страны. Это устанавливает правила управления государственными закупками.

Правовая основа закупок обычно дополнительно разрабатывается в виде правил и процедур, руководств по управлению закупками и контрактами и руководящих принципов, включая стандартные тендерные документы, которые используются для запроса предложений от подрядчиков, поставщиков и поставщиков услуг. 

Формулировки политики, процедур, руководящих принципов, руководств и стандартных тендерных документов в области публичных закупок должны соответствовать тому, что установлено в правовой базе публичных закупок. Соблюдение закона О государственных закупках является обязательным. Любое нарушение влечет за собой наказание по закону.

Продолжение следует.