Инсталляции медиа-художника Рефика Анадол (Refik Anadol) — это слияние передовых технологий и искусства. Используя здания как холст, он применяет инновационный подход, генерируя сплав воспоминаний, превращая физический мир в сон и мечты.
Его называют Леонардо да Винчи нашего времени и великим изобретателем. Инсталляции Рефика Анадол — отображение увлеченного художника изучающего человеческую реальность от древних египтян до Blade Runner -2049.
— Мне было восемь лет, когда у меня впервые появился компьютер. В том же году я посмотрел фильм Blade Runner. Он показался мне очень занимательным. Это было кино, которое изменило мою жизнь, — рассказал нам Рефик Анадол в интервью Строительному вестнику.
«Тающие воспоминания» — таково название недавно прошедшей в Стамбуле выставки, и оно как бы намекает на личный опыт Анадол, на неожиданные взаимосвязи между оригинальными философскими работами художника, академическими исследованиями и произведениями искусства, которые в качестве центральной темы воплощают в себе прошлое.
«Тающие воспоминания» — это напоминание и вечный вопрос формирования нового пространства, где искусственный интеллект не вступает в конфликт с индивидуальностью, и является частью общего мира воспоминаний и снов.
— Когда я делал свой первый проект в Стамбуле, то использовал один из первых центров современного искусства Турции в качестве холста.
Рефик Анадол:
«Я обнаружил, что в Турции гораздо легче ломать стереотипы.
Это был мой первый шаг в искусстве и дизайне. Потом было множество проектов в Европе и США. Где я понял, что есть разница где ломать стереотипы искусства. Что в Турции, в частности, мне эти границы гораздо легче ломать, — вспоминает Анадол.
Мастер объясняет это несколькими причинами: культурным контекстом, устоявшимися правилами и традициями.
По словам Рефика Анадол, Соединенные Штаты — это государство мечтателей.
«Как и все, вы о чем-то мечтаете. И если ваша мечта уникальна и у вас есть цель, если она как–то влияет на общество и человечество, то для вас нет преград. И вы можете делать все, что пожелаете.», — говорит он.
В 2014 году Рефик Анадол превратил в волшебное полотно фасад концертного зала Уолта Диснея (Лос-Анджелес), спроектированного архитектором Фрэнком Гери. Каждый вечер в течение короткого времени здание как бы пробуждалось, воплощая мечты и воспоминания зрителей на своем фасаде.
«Это было одно из первых в мире выступлений, когда были собраны вместе 110 музыкантов. Музыка оживала в такт движениям директора филармонии Лос-Анджелеса известного финского дирижера Эса-Пекка Салонен», — рассказывает Анадол.
«Дирижер задает ритм музыки. И он управляет пространством каждым движением своего тела. Мы зафиксировали эти движения и транслировали все это на фасад здания. Так что дирижер выступал буквально, формируя новое пространство вокруг себя. Это был довольно интересный опыт», — говорит дизайнер.
«Мне очень повезло работать с архитектором Фрэнком Гери, создателем Дисней-Холла. Он пригласил меня работать с L. A. Philharmonic, и этим самым как бы отметить столетний юбилей творчества Диснея.
Чтобы отпраздновать прожитую сотню лет, — сказал я тогда, нам нужны воспоминания юбиляра. И вот что они сделали: они дали мне сто лет воспоминаний, каждую записанную музыку, каждый концерт, изображения и видео.
В резиденции в Google я создавал раскадровку. Первая часть олицетворяла память, вторая — сознание, а третья — сон.
— А далее вечером здание самостоятельно выходит в интернет, произвольно ищет там и запускает файл за фалом создавая новые вселенные. И в конце здание засыпает, как человек. Так мы узнаем, что здание «вспомнило» из своей истории Так формируется история здания, вспоминающего свою жизнь.
Инсталяция Рефика Анадол в Стамбуле
«Моя деятельность началась с очень скромной работы со звуком и данными о движении, с архитектурными чертежами. Мы использовали простые датчики, крутящиеся камеры, периферийные видеокамеры. Так начинался мой подъем на вершину», — вспоминает Рефик Анадол о заре своей карьеры, как медиа-художника.
«Поскольку я увлекаюсь научной фантастикой, я обнаружил, что меня вдохновляет формирование ближайшего будущего.
Рефик говорит, что все, что он находит в своем воображении, и его способность воображать, часто вступают в конфликт с физическим миром. Потому что «мы все сейчас все время окружены виртуальным миром.
«Когда мы находимся внутри машин, внутри смысла, когда мы смотрим через окуляр машины… Когда через социальную сеть рассматриваем мир, который не является физическим… это чувство вдохновляет. Это чувство смещения. Оно означает, что вы физически не там, вы фактически не там. Вы находитесь между мирами», — говорит он.
«Придавая искусству новый смысл, я обнаружил, что свет-это идеальный материал. Его можно использовать, чтобы подчеркнуть новое чувство, ощущение пребывания в четвертом измерении. Как виртуального мира, так и физического. Но архитектура, — она всегда служит для меня полотном: здание, вестибюль, стена, стекло, что бы это ни было.
Мастер объясняет, что считает архитектуру лучшим холстом для изложения своих идей. «Я одержим визуальностью архитектуры. Я одержим светом как материалом.
Рефик Анадол и его команда внедряют media arts в архитектуру используя большие данные и машинный интеллект, создавая уникальные шедевры массового искусства.
Для того чтобы создать архитектурно-акустические фотографические памятники используя данные и машинное обучение, дизайнер экспериментирует с алгоритмами 50 тысяч hand-picked самых современных визуализирующих приборов обработки данных.
Результатом стала новая серия впечатляющих инсталляций.
Мы попросили Рефика Анадол подробнее рассказать о своих виртуальных скульптурах на основе обработки параметрических данных.
«Скульптура на основе параметрических данных — одно из моих первых вдохновений. Прежде всего, я хочу сказать, что очарован компьютерными технологиями. Они вдохновляют меня. Технологии, которые преобразуют нашу ДНК, наши гены, наш каждый день, нашу культуру.
И эти умные машины крайне необходимы сегодня для сбора и обработки данных. Компьютерные мужи, ученые или обычные люди, которые трудятся в этой отрасли, очень хорошо знают об этом. Но в целом человечество не озабочено наличием таких данных, не так ли?
По словам Рефика Анадол, он очень очарован языком машин. «Не кодирование, а язык, который формирует сигналы LTE, преобразовывает данные социальных сетей в большие архивы, собирает сенсорную информацию здания», — говорит он.
«Я очень открыт и беспристрастен в своем отношении к большим данным. Я пытаюсь создать новый контекст, поэтический язык из имеющихся наборов данных. И, чтобы это произошло, вам нужно параметрически думать. Потому что данные иногда очень скучный материал.
«Скучно в каком смысле именно?» — спросили мы.
«Скучно в том смысле, что данные уже имеют первоначальный смысл. Но чтобы создать на их базе искусство, вы должны быть на с ними на одной волне. Вы должны найти другой алгоритм, чтобы сделать невидимое видимым.
Я думаю, что это именно то, что делает данные параметрическими скульптурами.
Застыв перед тающими исчезающими воспоминаниями, зритель переносится в мир медитативных эмоций, почти гипнотическое состояние сна. Возникает очевидная связь с некой загадочной сущностью, чувство сопричастности, которое усиливается по мере того, как зритель взаимодействует с этим прекрасным, могущественным и величественным творением.
«Я очень одержим человеческими эмоциями и воспоминаниями. И я надеюсь, они со временем станут нашим личным достоянием. А может, и нет. Но я попытаюсь узнать, как мы можем визуализировать воспоминания, какие-то очень личные моменты, не нарушая конфиденциальности», — говорит Рефик Анадол.
«Разглядывая паттерн запоминания, паттерн прошлого, основанный на огромном нейро-научном исследовании, выхватите момент из памяти. И превратите сигналы данных в искусство», — объясняет Рефик.
«Чтобы это стало возможным, я долго работал с Адамом Газзали, профессором UCSF. Невероятный ученый нейробиолог научил меня использовать внешние алгоритмы.
Например, произведение, тающее воспоминание. После этого я могу использовать в своем творчестве разные эмоции. Могу сказать, что теперь я использую эмоции в качестве красок.
Интерес Рефика Анадол — это архитектура. «Мне не нравится, что архитектура застряла в реальности. Архитектура завязла в реальности физики, гравитации».
Вы не можете построить здание без стекла, стали или бетона. Вы не можете использовать жидкие структуры. Вы не можете использовать вещи, которые находятся в движении, чтобы воздвигнуть живое здание. Вы не можете сделать ничего нового, используя традиционные материалы.
Мой интерес к зданию начался с этой перформансной идеи заполнить пустое пространство, рассказать о нем», — объясняет Рефик Анадол. «Чтобы рассказать о пространстве, необходимо дать новый язык этому пространству. Я обнаружил, что зрелище, обычное представление, является идеальным способом воплотить такое здание в жизнь».