Стокгольмский дизайнер Юлия Оландерс использует вспомогательные строительные материалы для создания серии декоративных ваз в рамках своего проекта Betweenness.

Всего дизайнер создала 15 больших и маленьких сосудов, каждый имеет свою форму и индивидуальность. Но все они чем-то напоминают древнегреческую урну или безголовый бюст.

Для своих изделий художница выбрала гипс, бетон и изоляционную пену. При помощи их дизайнер преображает предметы с классической формой в нечто на грани между красивым и уродливым.

“Для работы с этими материалами мне пришлось одевать защитный противогаз и перчатки”, – сказала Оландерс. – Они очень вредны для кожи и дыхания. Но именно с этого началось мое увлечение проектом.” “Может ли что-то ядовитое стать прекрасным? Задумываемся ли мы, какое влияние вредные материалы оказывают на нас и окружающих при использовании их в архитектуре и строительстве?”

Главный замысел проекта в том, что конструктор позволила материалам участвовать в производственном процессе.

Вместо того, чтобы добиваться правильной формы (как это обычно бывает при создании художественных произведений), дизайнер заливала гипсолит, бетон или изоляционную пену в двухстороннюю тканевую пресс-форму и подвешивала ее вверх ногами.

“Я позволяю материалам решать, сколько места они могут занять и какую форму принять”, – объяснила она. – Они ведут меня вперед, и я оставляю место для неожиданных счастливых случайностей или непредвиденных неудач.”

– Когда я наношу на стандартные изделия слой пены, штукатурки или бетона, они как бы становятся маленькими индивидуальностями. Я работаю до тех пор, пока не почувствую некий порыв неуверенности: это ваза или скульптура? Это красиво или некрасиво?”

Цвета изделий варьируются от пастельно-розового до глубокого лазурно-синего. Краска добавляется в качестве пигмента в форму перед отливкой, либо позже с помощью аэрозоля.

Как следует из названия проекта Betweenness, строительные материалы переходят в новую для себя категорию. Теперь они классифицируются как отделочные и декоративные материалы, приобретают новую ценность и становятся тем, что нужно сохранить.

“Материалы и предметы имеют определенные коннотации, которые помогают понять, как классифицировать и относиться к ним. Это как сшитый кусок ткани ассоциируется с ремеслом и женской ручной работой, так строительные материалы поступают из мужских отраслей промышленности”, – сказал дизайнер.

– Бесформенный сгусток чего-то – это как тело, лишенное своей кожи, эквивалент античной статуи. Я надеюсь вызвать чувство замешательства у зрителя, прервать привычную классификацию.”

Проект Betweenness стал одним из 25 отобранных в рамках ежегодной Премии молодых шведских дизайнеров. Он был представлен в музее ArkDes во время Стокгольмской Недели дизайна.

Еще один молодой дизайнер, который бросил вызов привычным ассоциациям материалов заполняющих повседневную жизнь, – выпускник Эйндховена Дориан Ренар, который создал серию мебели выдувая пластик подобно стеклу.

Дизайнер Тесса Сильва также не стала сосредотачиваться на потенциально вредных материалах и выбрала для своих работ утилизируемую альтернативу – отработку молока и мела.