Merwede — это район Utrecht, одного из самых быстрорастущих городов Нидерландов. Старая промышленная зона переживает трансформацию городского планирования. Экологическая и общественная мобильность приходит на смену приоритетному сегодня дорожному движению.

Работы по сносу уже начались. Окончательный проект включает в себя возведение устойчивого жилья для примерно 12 000 человек (первые жители, как ожидается, заселятся в новостройки к 2024 году). Обновление инфраструктуры Utrecht позволит населению получить пешую или велосипедную доступность всех услуг.  Предполагается, что это будет самый устойчивый город из всех возможных. Как перестраивается его общественное пространство?

В свое время многие города проектировались или пересматривались их генеральные планы с учетом доминирования частных транспортных средств: больше полос движения, парковочные места, общественные или частные автостоянки, перемещение пешеходных зон…  Однако тенденция эта, похоже, постепенно меняется. И мы видим все больше населенных пунктов, где приоритет получают пешеходы и велосипедисты.

Известно, что на каждые 10 домашних хозяйств Merwede предусмотрено только три автомобильные парковки. В тоже время 300 транспортных средств отводятся для общего пользования городским населением. В районе будут созданы сети и службы обслуживания общих автомобилей и велосипедов, планируется создание системы общественного транспорта, она свяжет Merwede со всеми регионами Нидерландов. 

Изучать новые технологии и читать «Строительный вестник» лучше всего с чашечкой меда и ароматным чаем. Семейная пасека Переверзевых с 1992 года. Мёд оптом в Казахстане с доставкой до дома.

Задача очевидна: вместо одного (или более) автомобиля на семью, на каждые три семьи будет приходиться один автомобиль, что позволит освободить улицы от пробок и парковочных мест.

Новый градостроительный план Utrecht ограничивает использование частного транспорта. Однако предусматривает, что аварийные службы смогут беспрепятственно передвигаться по улицам. В самом сердце района создадут свободную от частных автомобилей зону.

Вместо автомобилей в Merwede авторы проекта хотели бы видеть побольше велосипедов. Основа для достижения этой цели имеется: велосипедное передвижение популярно в Нидерландах (индекс велосипедных городов 2019 года показывает, что Utrecht, по сути, является лучшим городом для этого вида транспорта). 

Однако те, кто отвечает за проект, знают, что самое трудное — это изменить образ мыслей жителей. Они убеждены, что «новый» район Merwede — станет отличным стартом для перехода от автопоездок к велосипедным и пешеходным прогулкам и от частной собственности к совместной.”

Переход от топливных видов транспорта к велосипедам несет в себе множество преимуществ. И это не только снижение шума, экология и здоровье жителей. Согласно имеющимся данным по городу Utrecht, каждый день с 7 утра до 7 вечера более 100 000 человек перемещаются на работу, в школу, университет, за покупками или домой через центр Merwede на велосипедах. 

Однако городской совет Utrecht хотел бы сделать поездки на велосипеде привлекательными и для менее спортивных граждан. И эта идея стала основой политики местной транспортной системы.

Помимо снижения загрязнения окружающей среды, езда на велосипеде может помочь уменьшить стресс и риск хронических заболеваний, таких как болезни сердца, диабет 2 типа и инсульты. Кроме того, дружественные к велосипедистам города могут также повысить безопасность их передвижения. 

Но редизайн этого голландского района — нечто гораздо большее, чем просто велосипеды и зеленые зоны. Авторы проекта решили, что их задача в том, чтобы Merwede стал стандартом, особенно при проектировании и развитии новых районов. Другими словами, чтобы горожане Utrecht постепенно меняли свои привычки, и постепенно отказывались от личных автомобилей в пользу более устойчивых и здоровых видов транспорта.

Вместо зон отведенных для парковки автомобилей, в Merwede появится много зеленых рекреаций и общественных пространств. Каждый построенный в этом районе блок будет иметь внутренний сад открытый для посещений всеми жителями. 

Супермаркеты, школы, медицинские службы, банки … Все объекты сферы услуг будут находиться в нескольких минутах ходьбы. Так, что люди смогут ходить по магазинам, работать и заниматься спортом, не делая для этого больших перемещений по городу. Они смогут отдыхать на террасе одной из местных площадей и им не понадобиться добираться туда на автомобиле.

На крышах городских зданий установят солнечные батареи и высадят зеленые насаждения. Для обогрева и охлаждения Merwede получит самое большое подземное энергохранилище в Нидерландах.

В настоящее время предпринимаются первые шаги по трансформации Merwede. Этот голландский регион поставил цель забыть свое промышленное прошлое и стать примером устойчивого и свободного от автомобилей места, благоприятного для пешеходов.