Еще раз про городское пространство. Доступная среда. Глава 4.

В этом разделе мы приведем примеры отечественного и зарубежного обустройства городской среды по программе «Доступная среда», которое комфортно для всех жителей.

Городской транспорт

В предыдущих главах мы показывали, как создать архитектурную доступность, сейчас говорить о транспортной доступности. При обустройстве доступности нужно работать комплексно. Недоступность транспорта — один из самых серьезных барьеров, стоящих перед людьми с инвалидностью.

Транспорт должен быть оборудован внешними звуковыми информаторами номера маршрута и остановок маршрута, текстовыми и звуковыми системами в салоне для обязательного объявления остановок. Это касается как произведенного в России, так и завезенных из-за границы транспорта.

Адаптированный, низкопольный доступный общественный транспорт.

Современный транспорт делают с заниженной посадочной площадкой и без ступенек на входе. Это позволяет человеку с инвалидностью или временно травмированному свободно зайти в салон, не тратя дополнительные силы и без посторонней помощи, особенно если говорить о старых троллейбусах с несколькими ступеньками на входе.

Автобус

В троллейбусах и автобусах нового типа разработчики устанавливают откидную платформу для людей на инвалидных колясках и родителей с детскими колясками. Такие пандусы могут быть посередине салона или у водительской двери. Ширина откидной платформы должна быть не менее 800 мм, а наклон на тротуар высотой 150 мм не более 12%.

Для удобного ориентирования людей с нарушением зрения элементы в салоне выделяются контрастно. Также в обязательном порядке наличие отдельного места для пассажира с инвалидностью, где он может находится. Специальная зона должна быть шириной не менее 750 мм и длиной не менее 1300 мм для каждого пассажира в инвалидной коляске со специальным креплением.

В некоторых моделях откидной платформы нет, поэтому важно обозначать общественный транспорт пиктограммой — доступ для людей с инвалидностью, причем как изнутри, так и снаружи.

Городские автобусы удобны тем, что они, в отличие от троллейбусов, не зависят от электроснабжения. Особенно важен низкопольный транспорт на междугородных сообщениях.

Специально отведенное место располагается у средней двери автобуса. Минимальная ширина всех дверей 900 мм, что обеспечит доступ к транспортному средству пассажиров на инвалидных колясках. Если таких пассажиров нет, то отбрасываются сложенные сидячие места для других пассажиров.

По заказу специализированные предприятия могут переоборудовать имеющиеся автобусы междугородных маршрутов. Зарубежные модели автобусов комплектуются подъемными платформами.

Платформа подъемника должна быть шириной не менее 800 мм, а длиной — 1200 мм и должна поднимать груз весом не менее 300 кг.

Трамвай

Низкопольный трамвай серии «Витязь»

Широкие двери и низкий уровень пола по всей длине вагона создает удобство для посадки-высадки пассажиров, особенно детей и людей на инвалидных колясках.

Но каким бы ни был доступный транспорт, он будет бесполезным без доступных остановок. Они должны быть обозначены желтой тактильной плиткой и тактильными направляющими для людей с нарушением зрения за 80 см до края бордюрного камня.

В случае наличия препятствий, подход к остановке должен быть оснащен наклонными заездами для родителей с детскими колясками и людей на инвалидных креслах.

Остановка общественного транспорта

На всех пешеходных переходах нужно обустроить понижение для полого съезда и пересечения дороги. А на всех регулируемых переходах обустроить звуковое сопровождение светофора.

Для ориентации людей с нарушением зрения устанавливаются мнемосхемы, что позволяет проще ориентироваться в пространстве. С помощью азбуки Брайля на карте прорисована схема местности с указанием названия остановок, адреса, пешеходного перехода.

Также мнемосхема позволяет прослушать аудиоинформацию о местонахождении различных учреждений, о маршрутах общественного транспорта, об интервале движения трамваев и автобусов. Эта же информация дублируется и на информационном табло.

Дополнительным средством передвижения для людей на инвалидных колясках может стать городская служба перевозки, которая работает в режиме доставки приезжает к самому дому.

Каждый человек должен получить возможность выбирать тот транспорт, который ей наиболее удобен. К примеру такси также могут быть доступными.

Метрополитен

Обеспечение доступности метро примере различных метрополитенов.

Для велосипедов выделены отдельные части вагонов и специальные места с креплениями.

Ступеньки оборудованы одиночными рейками для подъема-спуска велосипедов.

Все подземные, эстакадные станции оборудованы лифтами и при необходимости оборудованы пандусами

Кроме стандартных эскалаторов, на выходе со станции установлены подвижные наклонные ленты типа траволаторов.

Выход из метро обустраивают подъемными платформами по ступенькам, а сами лестницы оборудованы нескользящими резиновыми накладками.

Кроме стандартных турникетов, на всех выходах есть хотя бы один расширенный.

Также есть дублирование тактильной разметкой для слабовидящих или незрячих.

В случае чрезвычайной ситуации для выхода из каждой станции метро предусмотрены специальные двери.

Ориентироваться помогают различные навигационные схемы.

Железная дорога

Сейчас появляются новые скоростные поезда типа «Тальго» с современным оборудованием и курсируют традиционные составы, с привычными для нас вагонами. В этом разделе мы расскажем как быть в разных ситуациях. Стремимся к идеалу, поэтому опишем условия, которые позволяют человеку с инвалидностью путешествовать без посторонней помощи или использовать минимальную помощью с стороны персонала.

Края платформы должны быть обозначены тактильной и контрастной разметкой, которая должна быть предупреждением для людей с нарушением зрения.

Подземные и наземные переходы маркируются разметкой на начальной и последней ступеньках. Также для контраста (как на фото) выделяются перила.

Такие переходы должны обустраиваться пандусами или подъемниками, лифтами для перехода людей на инвалидных колясках и родителей с детскими колясками.

На каждой станции должны быть мнемосхемы плана помещения, дублированные шрифтом Брайля и выпуклыми надписями для людей с нарушением зрения. На выходе и входе в здание вокзала необходимо установить звуковые маяки для ориентирования людей с нарушением зрения.

И не забыть о турникетах. Должна быть установлена желтая тактильная разметка, направляющая человека на один из турникетов обязательно с широким проходом, для удобства лиц с детскими или инвалидными колясками и для пассажиров, которые имеют большой багаж.

По всей станции должен быть свободный доступ. От кассы к месту хранения вещей. 

Билетная касса должна иметь заниженную стойку и индукционную петлю для слабослышащих и глухих пассажиров, это важно не только для того, чтобы кассир и пассажир видели друг друга, но и для того, чтобы пассажир с инвалидностью на мониторе заказа видел данные, которые вносит кассир.

Чтобы попасть в вагон используют дополнительное устройство. Если платформа на уровне входа в вагон , используют откидной или переносной пандус.

Если платформа гораздо выше входа в вагон, то применяют подвижные подъемные платформы или подъемники в вагонах поезда.

В середине вагона рядом с обычными местами должно быть место отведено для инвалидного кресла или детской коляски.

Или оборудовано специальное купе.

Санузел должен обеспечивать место для маневрирования инвалидной коляске и вспомогательные перила.

Аэропорт

Здание аэропорта имеет доступный туалет, выделенное место для пассажиров с инвалидностью и обученную группу сервиса. Для посадки на самолет используется рукав коридор или амбулифт

Зоны отдыха в городской среде

Продуманное городское пространство поможет привлекать к досугу максимально широкий круг жителей.

Парковая зона рассчитана для пеших прогулок, на велосипеде, с детскими колясками или прогулок на инвалидной коляске. Пространство удобный для каждого. Пространство, которое позволяет гулять, ходить, ездить везде.

Места для пикника или дружеских посиделок, где есть место для человека в инвалидной коляске или такой вариант функциональной лавочки.

Прекрасный пример пространства, ориентированного на всех — фонтанчики питья воды. Элементы Доступной среды для людей с инвалидностью удобные для всех.

Общественные туалеты в парке или городе. Необходимая вещь для каждого.

Зоопарк, где родители с инвалидностью могут гулять с детьми.

Спортивная школа, или стадион, где проходят различные игры — везде необходимо создавать доступное пространство.

Детские площадки, в которые включены элементы доступности .

Рядом могут стоять информационные стенды с азбукой

Дактиль для понимания детей с нарушением слуха

Зоны у воды, на пляжах являются местом отдыха и для людей с инвалидностью. Примеры обустройства пандуса к пляжу и спуска к воде.

Для людей с нарушением зрения можно контрастно обозначить место входа в воду.

Ориентироваться в городе, помогут разнообразные карты (тактильные, визуальные, с голосовым оповещением)

Это может быть карта города или карта в парке отдыха

3D карта объектов с дублированием шрифтом Брайля

Система информационных пиктограмм

А подсветка пешеходного перехода удобное для человека с нарушением зрения и обычного пешехода, так же, как и голосовое оповещение светофора.

Отдельные элементы доступности для различных зданий.

Карта в музее с дублированием надписей шрифтом Брайля .

3D модель объекта для незрячих посетителей

Экспонат в музее. Информационный стенд с дублированием шрифтом Брайля и аудиоописанием экспоната

Информационный стенд с объемным планом объекта и дублированием надписей шрифтом Брайля

Меню дублированное шрифтом Брайля

Банкомат с функцией озвучивания действий для людей с нарушением зрения.

Exit mobile version