«Доступная среда» – это принцип создания территории, учреждений, общественных и городских пространств, транспортных артерий, вещей, информации, указателей, тротуаров, парков, который позволяет пользоваться окружающим пространством наиболее широкому кругу людей в самых разных ситуациях и предусматривает создание зон доступности, отдельных или специальных инструментов и возможностей для такого пользования.
В наиболее простом понимании, «доступная среда» – это среда всех вещей, оборудования, товаров, приспособлений в центре внимания которых находится человек.
Доступную среду для инвалидов также называют Безбарьерной или Инклюзивной Средой, средой для всех, а также средой на все случаи жизни. Это не определенный стиль окружающей среды, а ориентировка на все процессы, в основе которых лежит ответственность перед опытом пользователя. Она имеет сходные черты с движением «зеленой» среды, которая также предлагает принцип решения проблем проектирования на основе базовых ценностей экологической ответственности.
К маломобильным группам населения относятся:
- Беременные женщины;
- Дети до 7-ми лет;
- Лица, сопровождающие малолетних детей;
- Люди почтенного возраста;
- Люди с инвалидностью;
- Люди с постоянными и/или временными функциональными нарушениями (физическими, сенсорными, психическими, умственными);
- Люди, которые получили временную травму или заболевают;
- Люди с нестандартными размерами тела: значительно большей или меньшей средней массой тела, низкого или высокого роста;
- люди, которые в течение определенного времени могут быть невнимательными (например, под влиянием стресса).
Ограничение мобильности или функциональные ограничения могут быть связаны с физическими особенностями человека — инвалидностью, детским или пожилым возрастом, а могут быть связаны с временными состояниями — беременность, стресс, болезнь, травма. То есть могут быть постоянными (которые не будут меняться со временем) или временными (например, человек, который заболел, через некоторое время выздоровеет).
Так же, ограничение может быть вызвано отсутствием опыта или знания. Например, турист, в стране, в которой говорят на другом языке или имеют другие правила. Без посторонней помощи, если нет универсальных понятных отметок и указателей, человеку будет трудно сориентироваться в городе или воспользоваться общественным транспортом. «Где купить билет на автобус?», «Что означает эта надпись?», «Как добраться до метро?», — все эти вопросы будут возникать у человека, если городская среда не соответствует принципам Доступной среды и универсального дизайна.
Неудачно сконструированные помещения, или предметы могут создавать неудобства для определенных категорий и, тем самым, делать их маломобильными. Так дети и люди с малым весом часто не могут самостоятельно воспользоваться лифтом, ведь их веса недостаточно для того, чтобы лифт начал движение. Или людям, которые перемещаются с помощью инвалидного кресла и детям неудобно обращаться к людям за высокой регистрационной стойкой.
Чтобы лучше понять кто такие маломобильные группы населения, рассмотрим три их основные общие признаки:
Трудности при перемещении
Функциональные нарушения, в частности зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, требующих применения вспомогательных средств, что затрудняет передвижение. Плохое самочувствие, болезненное состояние, стресс приводит к тому, что человек становится невнимательным.
Также трудности в передвижении испытывают беременные женщины на последних месяцах беременности, те, кто сопровождает маленьких детей. Неудобная обувь, высокие и тонкие каблуки также могут быть причиной трудностей в перемещении.
Необходимость социальной поддержки
Маломобильные группы населения являются более уязвимыми по сравнению с другими людьми, ведь сложности, которые они испытывают в связи со своим состоянием и неприспособленной городской среды, очень часто делают их зависимыми от помощи или терпимости окружающих. Именно поэтому, все должно быть организовано таким образом, чтобы обеспечить условия для независимого пользования всеми.
Повышенный риск дискриминации
Часто в общественных местах можно стать свидетелем нетерпимости к людям с признаками маломобильности. Причинами этого в основном являются неприспособленность городской среды. Например, часто можно заметить раздражение, вызванное тем, что люди с ограниченной мобильностью задерживают транспорт или создают там неудобства, хотя, при правильном планировании, с учетом потребностей всех пользователей, а именно применении принципов «доступной среды» и универсального дизайна, все могут чувствовать себя комфортно.
Каждый из нас в определенные периоды жизни был или может быть маломобильным, поэтому «доступная среда» и универсальный дизайн — это необходимость и удобство для всех.