Люксембург стал первой страной в мире, которая отменила плату за проезд на общественном транспорте. С 1 марта 2020 года жители и гости этого небольшого европейского государства могут пользоваться автобусами, поездами и трамваями бесплатно.
Это решение было принято правительством Люксембурга в рамках борьбы с загрязнением воздуха и пробками на дорогах. Но как сейчас с этим проектом? Какие результаты он показал за почти четыре года своего существования?
Во-первых, следует отметить, что бесплатный общественный транспорт не является новинкой для Люксембурга. Еще в 2018 году правительство сделало проезд бесплатным для детей и подростков до 20 лет, а также для студентов. Также существовали льготы для пенсионеров, инвалидов и социально незащищенных слоев населения. Поэтому отмена платы за проезд для всех остальных категорий пассажиров не стала революционным шагом, а скорее логичным продолжением социальной политики страны.
Во-вторых, нужно учитывать, что Люксембург — это очень маленькая страна с населением около 600 тысяч человек, из которых около 200 тысяч ежедневно приезжают из соседних Франции, Бельгии и Германии на работу или учебу. Поэтому основной проблемой для транспортной системы Люксембурга является не столько внутренняя мобильность, сколько трансграничная. Бесплатный общественный транспорт не решает эту проблему, так как он не распространяется на международные рейсы. Кроме того, многие люди предпочитают ездить на личных автомобилях из-за удобства, комфорта и независимости.
В-третьих, стоит отметить, что бесплатный общественный транспорт не означает отсутствие затрат на его обслуживание и развитие. Напротив, правительство Люксембурга планирует увеличить инвестиции в инфраструктуру и модернизацию парка транспортных средств. По данным министерства мобильности и общественных работ, бюджет на транспорт в 2020 году составил 691 миллион евро, а к 2024 году он должен вырасти до 922 миллионов евро. Эти средства будут направлены на расширение и улучшение железнодорожной сети, строительство новых трамвайных линий и автобусных полос, а также на покупку новых экологичных автобусов и поездов.
Таким образом, можно сделать вывод, что бесплатный общественный транспорт в Люксембурге — это не панацея от всех транспортных проблем, а скорее социальная мера, направленная на поддержку населения и повышение его качества жизни. Однако для того, чтобы добиться более значительных результатов в снижении выбросов парниковых газов и уменьшении автомобильного трафика, необходимо сотрудничество с соседними странами, а также стимулирование перехода на альтернативные виды транспорта, такие как велосипеды, электросамокаты или пешеходные маршруты.