Советы

Ремонт металлических кровель. Полная инструкция

Ремонт старых кровель из листовой стали подразделяется на два вида в зависимости от степени и характера их износа: капитальный и текущий. 

К капитальному ремонту относится полная (или на больших участках крыши) смена кровельного покрытия, а также водосточных труб и линейных покрытий на фасадах здания. 

Текущий ремонт включает частичную смену кровельного покрытия (небольшие участки или отдельные листы), постановку заплат, заделку свищей, смену негодных частей водосточных труб. 

Подготовительные работы при капитальном ремонте листовых кровель включают:

Подготовительные работы при капитальном ремонте листовых кровель могут варьироваться в зависимости от конкретной ситуации, но обычно они включают в себя следующие этапы:

продается место под размещение рекламы
  1. Диагностика состояния кровли: Прежде всего, проводится тщательная диагностика состояния кровли. Это включает в себя осмотр всей поверхности кровли с целью выявления повреждений, протечек, коррозии и других проблем.
  2. Оценка необходимых ремонтных работ: На основе диагностики состояния кровли составляется список необходимых ремонтных работ. Это может включать в себя замену поврежденных листов металла, устранение коррозии, ремонт соединительных элементов и др.
  3. Планирование и закупка материалов: По результатам оценки работ составляется план ремонта, и заказываются необходимые материалы и оборудование.
  4. Подготовка рабочей площадки: Кровельщики обычно начинают с подготовки рабочей площадки. Это может включать в себя монтаж безопасности, установку лесов, лестниц, и других средств для безопасного доступа к крыше.
  5. Снятие старой кровли (при необходимости): Если старая кровля повреждена или устарела, то ее снимают. Это может включать в себя снятие старых листов металла, а также демонтаж других слоев, таких как изоляция или гидроизоляция.
  6. Подготовка поверхности: После снятия старой кровли поверхность готовится к установке новых материалов. Это может включать в себя очистку и выравнивание основания.
  7. Установка новой кровли: После подготовки поверхности начинается установка новых материалов. Это может включать в себя укладку новых листов металла, установку изоляции, мембраны, и других элементов.
  8. Гидроизоляция и изоляция: Одним из важных шагов является гидроизоляция и теплоизоляция, чтобы предотвратить протечки и обеспечить теплоизоляцию.
  9. Тестирование и контроль качества: После завершения работ проводится тестирование, чтобы убедиться в герметичности и качестве ремонта.
  10. Уборка и обслуживание: Завершающим этапом является уборка рабочей площадки и обслуживание кровли.

Важно отметить, что работы могут различаться в зависимости от типа кровли (например, металлическая, шиферная, битумная и т.д.) и ее состояния. Перед началом капитального ремонта рекомендуется проконсультироваться с профессионалами, чтобы определить объем и характер необходимых работ.

При разборке кровли сначала разгибают или срезают гребневые фальцы, затем разгибают лежачие. Снятую с крыши кровельную сталь тщательно сортируют. Годные для повторного использования листы обрезают ножницами, выправляют и очищают. 


Основным материалом для капитального ремонта кровель является оцинкованная сталь. 

Применение кровельной оцинкованной стали наиболее эффективно. Она меньше подвергается коррозии, срок службы ее значительно больше. Поверхность оцинкованной стали должна быть ровной, без пленок, пузырей, затеков, с плотной и равномерной оцинковкой. 

Кроме листовой стали при капитальном ремонте кровли применяются: 

— кровельные гвозди диаметром 3,5-4 мм, длиной 40-50 мм с крупной шляпкой для прибивки листов стали к обрешетке на карнизных свесах и крепления кляммер; 

— строительные гвозди диаметром от 2,5 до 4 мм, длиной 50-100 мм для прибивки обрешетки, костылей и крючьев; 

— кляммеры (изготавливаются из обрезков кровельной стали) для крепления кровельных листов к обрешетке; 

— крючья (выполняются из полосовой стали толщиной 5-6 мм, шириной 16-25 мм и длиной 420 мм) для крепления надстенных желобов; 

— костыли (выполняются из полосовой стали толщиной 5-6 мм, шириной 25-36 мм, длиной 450 мм) для поддержания карнизных свесов. 

Любые крыши состоят из двух основных частей — несущей и ограждающей (собственно кровли). При деревянной несущей конструкции под кровлю из листовой стали и расстоянии между стропилами 1,2-2 м должна быть обрешетка из досок сечением 200х50 мм или брусков сечением 50×50 мм. 

Как делать обрешетку

Бруски или доски располагают на расстоянии 200 мм друг от друга. При таком расположении элементов в обрешетке нога человека, идущего по скату крыши, будет всегда опираться на два бруска или доски, что предотвратит прогиб кровельного покрытия.


Обрешетка под кровлю из листовой стали должна быть ровной, прочной, жесткой, без выступов и углублений.  Для устройства карнизного свеса и надстенных желобов укладывают сплошной дощатый настил из обрезных досок шириной в 3-4 доски (700 мм). Лицевая доска карнизного свеса должна быть прямая и свешиваться с карниза на одинаковую величину по всей своей длине. 

Сплошной настил из обрезных досок устраивают также под разжелобками (на ширину до 500 мм в каждую сторону). Вдоль конька кровли укладывают две сходящиеся кромками доски, которые служат для поддержания конькового стыка. 

От правильного устройства обрешетки зависит долговечность кровли, так как даже незначительный прогиб листов на ней ослабляет плотность стыков (фальцев), что приводит к протечкам и разрушению покрытия. 

Из общего объема работ по капитальному ремонту кровель примерно 50% составляют монтажные работы, выполняемые непосредственно на кровле, т.е. в наиболее трудных условиях. 

Кровельные монтажные работы включают следующие операции: 

— покрытие карнизных свесов; 

— укладку надстенных желобов; 

— устройство рядового покрытия (покрытие скатов крыши); 

— покрытие разжелобков. 

Схема организации работ при капитальном ремонте металлической кровли представлена на рисунке 1.

 — рабочие места кровельщиков 
1 — карнизный настил из досок; 2 — обрешетка; 3 — инвентарная площадка; 4 — металлическая подставка; 5 — картина рядового покрытия; 6 — картина надстенного желоба; 7 — граница опасной зоны от предметов, подающихся вблизи строящегося здания 
Рисунок 1 — Схема организации работ при ремонте металлической кровли

Заготовленные заранее кровельные картины подаются на крышу при помощи подъемника, автомобильного крана в специальных контейнерах или вручную. Для приема их на крыше устанавливается инвентарная сборно-разборная площадка и легкая подставка для складирования листов, представленные на рисунке 2. 


1 — инвентарная сборно-разборная площадка; 2 — металлическая подставка

Рисунок 2 — Средства подмащивания

Установка карниза

Установка карниза начинается с установки вдоль свеса костылей, предназначенных для поддержания картин карнизного свеса. Костыли прибивают к обрешетке через 700 мм друг от друга с выносом (свесом) Т-образной части от края обрешетки на 130-170 мм. 

Все костыли должны быть уложены с одинаковым свесом, поэтому сначала прибивают два крайних костыля, причем один из гвоздей на каждом костыле забивают не полностью. Между этими гвоздями натягивают шнур, по которому определяют положения всех промежуточных костылей.

Покрытие крыши листовой сталью производится из заранее заготовленных листов, называемых картинами. 
Картины могут быть одинарными и двойными (из двух листов), соединенными по коротким сторонам. Последний способ более производителен, так как уменьшает затраты труда на соединение листов на крыше и позволяет применять укрупненные элементы кровельного покрытия, представленных на рисунке 3.

1 — картина двойная; 2 — картина одинарная 

Рисунок 3 — Кровельные картины

Заготовка картин заключается в отгибе кромок листа с четырех сторон для последующего соединения их на крыше фальцами согласно рисунку 4. Заготовка картин может производиться вручную или механизированным способом на фальцегибочных станках.

Рисунок 4 — Виды фальцев

Соединение кровельных листов

Кровельные листы обычно соединяют между собой по короткой стороне листа лежачими фальцами, а по длинной — стоячими (гребневыми). При покрытии скатов кровли гребневые фальцы располагаются по скату, а лежачие — поперек (параллельно коньку кровли), что не препятствует стоку воды со скатов. Фальцевые соединения могут быть одинарными и двойными.

Соединение листов для покрытия скатов кровли производится одинарными фальцами и лишь при малых уклонах крыш (около 16°) и в местах наибольшего скопления воды (желоба, разжелобки) — двойными. 

Покрытие скатов кровли — одна из наиболее трудоемких операций при устройстве кровель из листовой стали. 

В комплекс выполняемых на крыше работ по устройству рядового покрытия скатов наибольшие трудовые затраты приходятся на соединение картин гребневыми фальцами, так как протяженность последних в два раза больше протяженности лежачих фальцев, из которых половина выполняется в мастерской при заготовке картин. 

Обычно соединение кровельных картин гребневым фальцем производится кровельщиками с помощью молотков или же молотка и бруса-отворотки согласно рисунку 5. 

Кровельными молотками

С помощью молотка и бруса-отворотки

С помощью электрогребнегибочной машины

Рисунок 5 — Соединение картин гребневым фальцем по фальцевым соединениям

В последнее время предложены и применяются электрогребнегибочная машина и приспособления-гребнегибы, позволяющие выполнять работы без применения кровельных молотков. 

Заготовленные ранее и поданные на крышу карнизные картины укладывают поверх костылей по свесу крыши таким образом, чтобы край их, имеющий отворотную ленту, плотно огибал Т-образную выступающую часть костыля. Не загнутую кромку листов по противоположной стороне прибивают к обрешетке гвоздями с расстоянием между ними 400-500 мм. Шляпки гвоздей в дальнейшем закрывают надстенным желобом. Картины карнизного свеса соединяют между собой лежачими фальцами согласно рисунку 6.


1 — стропильная нога; 2 — обрешетка; 3 — карнизный настил из досок; 4 — картина карнизного свеса; 5 — костыль; 6 — лежачий фальц 
Рисунок 6 — Схема устройства карнизных свесов

По окончании покрытия карнизных свесов производят укладку надстенных желобов. Обычно желоба располагают между водоприемными воронками с уклоном к ним от 1:20 до 1:10. Работы начинают с установки крючьев, которые размещают по линии, намеченной для укладки желобов и отбитой намеленным шнуром. Крючья ставятся поверх карнизных картин на расстоянии 650 мм один от другого. Крючья следует располагать перпендикулярно к линии настенных желобов и прибивать двумя или тремя гвоздями к обрешетке как показано на рисунке 7. 

1 — стропильная нога; 2 — обрешетка; 3 — картина карнизного свеса; 4 — крюк для желоба; 5 — картина надстенного желоба;6 — лоток
Рисунок 7 — Схема укладки надстенных желобов

Покрытие скатов

По окончании работ по укладке надстенных желобов производят покрытие скатов кровли. Картины рядового покрытия щипцовых крыш (двухскатная) обычно укладывают, начиная от щипцовой стенки (фронтона), а вальмовых (четырехскатных) — от края их коньков.

Картины раскладывают полосами по скату кровли в направлении от конька к желобу (рисунок 8). Картины в каждой полосе соединяют друг с другом лежачими фальцами. Таким способом укладывают несколько полос, которые временно прикрепляют у конька к обрешетке гвоздями (за край отогнутой кромки гребня).

   
Крепление фронтонного края рядовой полосы Коньковый гребневой фальц

1 — картина в рядовой полосе; 2 — лежачий фальц; 3 — гребневой фальц; 4 — коньковый гребневой фальц; 5 — доска; 6 — стропильная нога; 7 — обрешетка; 8 — костыль; 9 — карнизный настил; 10 — картина надстенного желоба; 11 — крюк; 12 — картина карнизного свеса; 13 — воронка; 14 — лоток; 15 — фронтонная кляммера; 16 — гвоздь кровельный

Рисунок 8 — Схема устройства кровли из листовой стали

Фронтонный свес должен свисать с обрешетки на 40-50 мм. Крепление свеса выполняют концевыми кляммерами, устанавливаемыми через 200-400 мм, которые вместе с продольным отгибом рядовой полосы загибают в виде двойного стоячего фальца, представленого на рисунке 9. 


1 — кляммера; 2 — лист кровельной стали; 3 — обрешетка 
а-д — последовательность операций 
Рисунок 9 — Схема соединения листов стоячим фальцем с креплением их кляммерой к обрешетке

Вдоль противоположного от фронтального свеса гребня собранной из картин полосы к боковой стороне обрешетки прибивают кляммеры на расстоянии 600 мм друг от друга. Затем собирают вторую полосу и укладывают ее таким образом, чтобы отогнутая большая кромка первой полосы примыкала к малой отогнутой кромке листов второй полосы. При этом поперечные соседние полосы сдвигают относительно друг друга на 40-50 мм, чтобы лежачие фальцы соседних картин были расположены вразбежку. 

Крепление фронтонных свесов

Фронтонные свесы монументальных зданий, а также строений, сооружаемых в районах со шквальными ветрами, следует крепить так же, как и карнизные свесы, т.е. на костылях с устройством отворотных лент с капельниками.

Укладку рядовых полос на скате проводят с выпуском 50-60 мм выше конька крыши для образования конькового гребня. Во избежание встречи на коньке двух гребневых фальцев противоположных скатов кровли их располагают вразбежку на взаимном расстоянии не менее 50 мм. 

Соседние полосы картин сначала соединяют гребневым фальцем лишь у кляммер, при этом их плотно подтягивают к обрешетке, а затем на всем протяжении гребневого фальца. 

Вслед за покрытием скатов кровли производят покрытие разжелобков от конька к свесу, схема устройства которых представлена на рисунке 10. Собранную в мастерской и поданную на крышу в свернутом виде полосу разжелобка развертывают и укладывают на место так, чтобы продольные кромки ее подходили под края рядового покрытия скатов, которые обрезают ручными ножницами по границам разжелобка. Затем края разжелобка соединяют с краями рядового покрытия лежачим фальцем, отогнутым в сторону разжелобка, с окончательным уплотнением фальцев киянкой.

1 — фальц лежачий; 2 — картина разжелобка; 3 — фальц гребневой; 4 — картина кровельная; 5 — нога стропильная; 6 — обрешетка; 7 — настил карнизный; 8 — костыль; 9 — картина карнизного свеса; 10 — крюк для желоба; 11 — картина надстенного желоба; 12 — хомут; 13 — воронка водоприемная

Рисунок 10 — Схема устройства разжелобка

После соединения с рядовым покрытием верхний конец разжелобка, примыкающий к коньку, обрезают по форме конька, а нижний, примыкающий к надстенному желобу, — параллельно направлению желоба с оставлением кромки для фальца. Затем разжелобок соединяют с коньком гребневым фальцем и с настенным желобом — лежачим фальцем, отогнутым в сторону желоба (по направлению стока воды). 

Фальцы, которыми соединены листы разжелобка между собой и с рядовым покрытием кровли, должны быть промазаны суриковой замазкой. 

В целях лучшего отвода воды из-за дымовой трубы с верхней стороны трубы делают треугольную разделку (раскрышку) в виде двухскатной кровли из досок или брусков, прибиваемых к обрешетке и покрываемых листовой сталью. Вода, текущая со ската кровли, рассекается разделкой и стекает по скатам. Образованный отгибами кромок картин воротник должен плотно обхватывать ствол трубы и соединяться в углах на фальц. Схемы примыкания металлической кровли к дымовой трубе представлены на рисунке 11.

1 — разделка; 2 — выдра; 3 — обрешетка; 4 — воротник
Рисунок 11 — Схемы примыкания кровли к дымовой трубе

Как вариант обрамление труб может осуществляться воротником, который изготовляется по шаблону в виде П-образных половин, которые соединяют двойным фальцем внахлестку по стоку воды на крыше. Примыкание кровли к дымовой трубе устраивают путем заделки кромки покрытия в выдру. 

Ремонт кровли

Текущий ремонт выполняется следующим образом. Перед началом ремонта для обнаружения поврежденных мест кровлю осматривают одновременно с наружной стороны и с чердачного помещения. Осмотр чердака производится на просвет или на протечки в сильный дождь или после него. 

Обнаруженные места повреждений кровли очерчивают мелом и наносят на схему крыши, где указывают размеры заменяемых участков кровли. 

Снятие (разборка) поврежденных участков кровли производится на всю ширину листа (между смежными гребневыми фальцами). При постановке новых листов или картин сначала соединяют их со старым покрытием лежащими фальцами, а затем гребневыми с одновременным креплением кляммерами. При этом линия лежачих фальцев одной полосы не должна (как и в новом покрытии) совпадать с линией лежачих фальцев соседней полосы. 

При небольших по площади поврежденных местах кровли на них ставят заплаты из кровельной стали. Для этого поврежденную часть листа вырубают зубилом по линиям обрешетки, чтобы новый стык располагался на жестком основании. Заплаты на кровле ставят на всю ширину листа (между гребневыми фальцами). Работы производят в той же последовательности, что при смене целых листов или картин. 

При ремонте кровли иногда требуется частичная или сплошная смена надстенных желобов, карнизов или разжелобков, которые быстрее других разрушаются от ржавчины. 

Замена желобов

При смене желобов необходимо сначала убедиться в исправности покрытия карнизных свесов, в противном случае сначала надо сменить негодные части свесов, чтобы впоследствии не пришлось снимать отремонтированные желоба. 

Ремонт карнизных свесов заключается в замене поврежденных участков новыми или в выпрямлении погнутых частей. При смене поврежденных карнизных свесов сначала необходимо разобрать желоба и снять крючья. При смене желобов и разжелобков необходимо делать надставки к рядовому покрытию, так как использование старых лежачих фальцев рядового покрытия для соединения их картинами желоба или разжелобка не допускают. 

Мелкий ремонт кровель из листовой стали предполагает устройство заплат. Свищи и пробоины до 5 мм очищают от грязи, ржавчины и непрочной окраски стальной щеткой и заделывают густой масляной суриковой замазкой снаружи и со стороны чердака, перекрывая поврежденное место на 20-30 мм. 

При повреждениях размером 5-30 мм рваные края отверстий выправляют и очищают. Пробоину конопатят паклей, пропитанной густой суриковой краской. Очищенное место с законопаченным отверстием сверху промазывают суриковой замазкой, затем на него накладывают заплату размером больше поврежденного места на 80-100 мм из тонкой стеклоткани, пропитанной густой суриковой краской. Заплату тщательно разравнивают и прижимают к металлическому листу, следя за полной пропиткой стеклоткани и качеством приклеивания, особенно по периметру заплаты. 

https://youtu.be/LVYUgDuD7Uo

Ремонт кровель должен производиться в возможно короткие сроки. Длительные перерывы в работах не допускаются. К ремонту кровель разрешается приступать только после подготовки необходимых материалов. 

К концу рабочей смены ремонтируемый участок должен быть покрыт новыми материалами. При этом должны быть приняты меры, исключающие возможность попадания атмосферных осадков в нижележащие слои покрытия. 

В случае неблагоприятных метеорологических условий устранение дефектов, вызывающих протекание кровель, должно производиться под пленками.

https://svestnik.kz/primenenie-kabelnyh-sistem-snegost/

Статья по теме

Back to top button