Плавающие города уже не фантастика

В 2007 году предприниматель Mark Collins Chen  стал министром туризма в своей родной Французской Полинезии. Одним из его первых шагов на этом посту стало желание оценить, является ли повышение уровня моря угрозой для группы из 118 островов, расположенных в южной части Тихого океана.

Скоро выяснилось, что, по мнению ученых, треть всех французских полинезийских островов будет затоплена к 2035 или 2050 году.

Для предотвращения грядущего кризиса, Mark Collins Chen принял решение построить группы плавучих островов, которые станут домом не только для жителей Французской Полинезии, но и для населения расположенных на побережье больших городов.

Около 2,4 миллиарда человек или 40% населения Земли проживает в прибрежной зоне. И повышение уровня моря в результате изменения климата поменяет их планы.

В конце 2018 года Mark Collins Chen основал компанию Oceanix, которая специализируется на создании оффшорной городской инфраструктуры, помогающей людям справиться с проблемами подъема уровня моря, а также с экстремальными наводнениями и штормами.

В штаб-квартире Организации Объединенных Наций (ООН) состоялась презентация проекта устойчивого плавучего города. Автором проекта является Mark Collins Chen, к которому присоединился известный архитектор Bjarke Ingels, а также группа экспертов в области нулевых отходов и водоснабжения.

Основа этого устойчивого города — это шестиугольные плавающие острова размером примерно в три с половиной футбольных поля, на каждом из них может проживать 300 человек. «Это станет основной молекулой для наращивания общей городской системы», — заявил Bjarke Ingels .

Шесть таких островов образуют небольшую деревню вокруг центрального открытого порта, причем каждый остров будет иметь свою специализацию: здравоохранение, образование, духовность, спорт, культура и магазины.

Если продолжить масштабирование и объединить шесть деревень вместе, можно получить небольшой населенный пункт с населением 10 800 человек. За пределами плавучего города будут созданы небольшие необитаемые острова с определенными целями, такими как сбор солнечной энергии или выращивание пищи. Они также станут буфером от волн и ветра.

Плавающие города — это не новая идея, и она восходит к ацтекам. Известно, что в 60-х архитектор Buckminster Fuller также питал идеи по возведению плавающего города. В Нидерландах уже есть плавающие районы, и Peter Thiel при поддержке Seasteading Institute вынашивают планы строительства островов, свободных от государственного контроля.

Что отличает проект Oceanix от многих других подобных — это его масштабируемость. Если на примере Oceanix станет понятно, как заставить устойчиво работать одну деревню на базе гексагональных островов, теоретически система может дублироваться бесконечно.

План состоит в том, чтобы начать прототипирование этих шестиугольных плавающих модулей. Они будут закреплены примерно в миле от побережья крупных мегаполисов, неподалеку от экватора, где погода теплее — ведь планируется в дальнейшем построить город, который в основном будет находиться на открытом воздухе (устойчивость плавающего города намного сложнее реализовать, если будет возможен снег).

Каждый остров будет закреплен на океанском дне. Для этого применяется технология biorock, которая использует низкие напряжения электроэнергии для стимулирования роста известняка из океанских месторождений полезных ископаемых. Технология признана экологически чистой и, в настоящее время, используется для стимуляции роста коралловых рифов.

Для Bjarke Ingels , который много лет интересуется концепцией плавающих городов и недавно построил плавающее студенческое общежитие из грузовых контейнеров в Копенгагене, ключевой задачей стало создание условий для привлекательности жизни на островах, их масштабируемость и устойчивость.

Концепция острова выглядит почти утопично. Пешеходы, повсюду зелень и красивые небольшие здания. «Это не похоже на Манхэттен. Здесь машин нет», — сказал Bjarke Ingels . «Представьте себе общественный порт, где у моря расположен рынок… где вы можете пройтись вечером, прогуляться и потусоваться, где можно передвигаться на электрических морских транспортных средствах по Торговой улице вдоль каналов соединяющих острова», — говорит он. «Эта же конфигурация может стать холстом для любой культуры. Вы проектируете городскую социальную инфраструктуру».

Это очень амбициозная идея. Но насколько она рабочая? Вот более пристальный взгляд на имеющийся проект.

Ты пьешь воду воздуха, неба и моря

Для изучения и разработки каждой системы, необходимой для поддержания жизни человека в плавающем городе, Oceanix и BIG привлекли экспертов.

Наверное, самая важная система для рассмотрения ее в первую очередь — это вода.

S. Bry Sarte, соучредитель и генеральный директор Sherwood Design Engineers, предлагает технологию сбора питьевой воды с неба, моря и даже воздуха.

Это означает бережное отношение к каждой капле дождевой воды, которая падает с неба на плавающий город, использование поверхностей дороги и крыш. Задача захватить осадки и направить воду туда, где она может быть сохранена. И это самый идеальный источник влаги, потому что он не требует энергии.

Вторым источником воды станет океан. Концепция BIG включает в себя опреснительную установку воды на нижнем ярусе плавающего острова.

Кроме того, команда изучает машины, которые могут использовать влажность воздуха. Уже создано много итераций таких устройств, многие были опробованы и протестированы. Даже если какие-то из них не прижились, они могут показать свою эффективность в тропическом климате, где будут прототипированы первые города Oceanix.

Но сбор воды не единственная проблема. Островам также нужно будет ее сохранить. Для этих целей S. Bry Sarte предлагает использовать плавающие контейнеры, которые могут расширяться и сжиматься в зависимости от того, сколько воды они держат в данный момент.

Потом есть сточные воды. Команда также изучает способы обработки как можно большего количества загрязненной воды, чтобы ее можно было использовать повторно.

Можно собирать грязную воду в природные бассейны, затем ее можно фильтровать через биологическую систему. Такие бассейны также добавят эстетической красоты островам.

Вся еда будет выращиваться на плавучих островах

Чтобы идея Oceanix сработала, вся пища необходимая для питания жильцов плавающего города, должна быть выращена на его территории.

Что это значит? Там, конечно, не будет мяса. В основном потому, что бобы гораздо более эффективный способ получения белка. Некоторые культуры будут выращиваться на открытом воздухе. Примерно 32 000 квадратных футов на каждом шестиугольнике будут отведены под выращивание продуктов питания. Большая часть полей будет на открытом воздухе.

Но, по словам Clare Miflin, соучредителя Центра нулевого производства отходов, плавающему городу предстоит экспериментировать с другими способами выращивания пищи. Очень перспективно напольное вертикальное земледелие для сбора урожаев таких культур, как салат.

Затем существует гидропоника и аэропоника, последняя использует в 10 раз меньше воды, чем традиционное сельское хозяйство. Для этого корни растений обволакивают распыленным водным облаком. Аквапоника, когда растения выращивают гидропонным способом и удобряют рыбными отходами. Еще ацтеки использовали аквапоническое земледелие на своих плавучих сельскохозяйственных островах много веков назад.

С пищей появляются пищевые отходы. Clare Miflin работает над созданием циклической системы, в которой все пищевые отходы превращаются в питательные вещества для почвы путем компостирования. Пищевые отходы будут проходить через пневматическую систему труб непосредственно в анаэробный варочный котел, где начнется процесс компостирования.

Но есть еще проблема упаковки. Clare Miflin считает, что для плавающего города важно использовать только многоразовые пищевые контейнеры с централизованным сбором и очисткой.

Обменная экономика касающаяся всего

Clare Miflin считает, что принцип повторного использования должен быть применим ко всему на плавучем городе. Это означает, что доминировать будет экономика основанная на совместном использовании вещей. Вы сможете взять в библиотеке не только книги, но и другие вещи от дрели до велосипеда. Люди будут арендовать и более дорогие предметы, такие как персональный компьютер или бытовая техника. Они не будут их покупать, а просто вернут в магазин, когда закончат пользоваться. Затем вещи будут отремонтированы и повторно использованы.

— Все будет арендоваться, мы откажемся от собственности, — объясняет Clare Miflin.

Это также означает, что все должно быть спроектировано для ремонта и, в конечном итоге, для переработки. Будь-то здание или стул, вещи должны быть разобраны и превращены во что-то новое, их перестанут выбрасывать.

Когда вещь совершенно выйдет из строя, ее отправят по пневматическому трубопроводу или складируют в многоразовый мешок с датчиком, который определит что и от кого поступило и отправит в центр сортировки.

Все отходы будут учитываться. Так же, как мы сейчас учитываем расход электричества и воды, чтобы понять, сколько используем. Clare Miflin считает, что это будет стимулировать людей сокращать свои отходы.

Для передвижения жители островов будут использовать электрические лодки или ходить пешком

Проект BIG делает свои футуристические сообщества максимально удобными для ходьбы и велосипеда. По словам Federico Parolotto, соучредителя и старшего партнера фирмы Mobility in Chain, 60% всех поездок будут совершаться с использованием устойчивых способов – либо пешком, либо на велосипеде. Все остальные поездки будут через общие электромобили, которые поедут внутри плавающего шестиугольника или поплывут по каналам города.

Это станет возможным еще и потому, что площадь каждой деревни очень мала: меньше двух миль в диаметре. И команда разработчиков предполагает, что для небольшого сообщества вряд ли потребуются затратные, потребляющие много энергии варианты транспортировки.

Каждый будет иметь личный энергетический баланс

Все замыкается на энергии. Любая система – пища, вода, отходы, транспорт, все это в конечном счете добывается или питается энергией.

Erik Olsen, управляющий партнер Transsolar Klima Engineering считает, чтобы плавучие города стали жизнеспособными, каждый житель должен иметь энергетический бюджет. Это заставит каждого серьезно подумать, перед тем как использовать энергию по назначению.

Частный энергетический бюджет будет частью всей энергии, которую город может генерировать самостоятельно (солнечная энергия, ветер и энергия из океанских волн).

Основной способ экономить энергию – это минимизировать потребление. Прежде всего — на использовании электрического транспорта. Плавающие города будут разработаны, чтобы быть максимально проходимыми.

Самые большие энергетические затраты — это сельское хозяйство, особенно крытое производство сельхозпродуктов. Выращивание пищи на открытом воздухе будет иметь решающее значение для минимизации потребления энергии в целом.

Кроме того, здания в тропиках могут строиться более пустотелыми. И для их охлаждения понадобится гораздо меньше кондиционеров, чем в настоящее время.

Erik Olsen привел в пример здание школы дизайна и окружающей среды Национального университета Сингапура, которое спроектировала его фирма.

«В помещениях школы очень разнообразные условия предоставления комфорта, но потребление энергии равно нулю», — сказал он.

Erik Olsen считает, что личный энергетический бюджет будет работать только в том случае, если у населения низкоэнергетический выбор будет так же хорош, как и высокоэнергетический. «Цель — дать людям понять: энергоэффективность не компромисс, а лучший и предпочтительный выбор», — говорит он.

Возможно ли это?


Сейчас трудно сказать, сможет ли Oceanix осуществить проект такого масштаба и сложности, не говоря уже о его тиражировании.

Есть множество вопросов, которые еще предстоит выяснить. И большая часть технологий, которые требуются для осуществления проекта, должны быть либо изобретены с нуля, либо полностью адаптированы к плавающему городу.

И хотя существует множество фондов венчурного капитала «зеленой» инфраструктуры, а также государственных программ направленных на поощрение устойчивого развития, Oceanix не предоставил обширной информации о своем бизнес-плане. Поэтому неясно, кто и каким образом будет финансировать этот проект.

Существует также проблема справедливости, управления и юрисдикции. Mark Collins Chen  как-то сказал, что одна из основных целей проекта Oceanix — сделать его доступным. Но неясно, как планируется достичь этого. Особенно учитывая объем работ по созданию самого первого прототипа.

Кто будет управлять этими местами? Будут ли на островах свои избранные должностные лица, какие отношения с ближайшими к ним государствами, или у них будут свои собственные правительства?

Как впишутся острова в мировую экономику? Чем люди будут заниматься в плавучих городах, кем работать? Им придется ездить на материк? Вопросы почти бесконечны. Но это тоже часть плана. Мы живем во времена, когда требуются большие невероятные идеи, которые полностью перевернут устоявшийся уклад жизни.

Mark Collins Chen надеется, что идея Oceanix даст толчок развитию более устойчивым технологиям, создаст целую экосистему решений, которые могут применяться в других местах.

И возможно самая большая амбиция проекта в том, что некоторые из технологий, которые будут разработаны для плавающих островов, будут использованы для улучшения обычных городов.

«Когда вы начинаете заниматься вопросами разработки технологий по переработке воды и отходов для уникальных проектов, нет причин думать, что они будут не применимы к обычным местам, где живут 90%, 95% или 98% людей», – сказал знаменитый экономист и нобелевский лауреат Joseph Stiglitz, который участвовал в дискуссии в ООН.

В конечном счете, Oceanix и BIG надеются, что жизнь на искусственном острове может быть столь же привлекательной, как и на суше. Но это не совсем все. Команда проекта мечтает полностью заменить привычную модель человеческого жилья. «Идея, которую мы представляем, заключается не в том, что мы все будем жить в море в будущем. Это не будет Waterworld, как успешно вообразил его Kevin Costner, — сказал Bjarke Ingels . «Это возможно еще одна форма человеческого обитания. Это может быть семя, которое может удачно прорасти».

Exit mobile version