Для быстрого и эффективного горизонтального перемещения мы используем велосипеды, автомобили и другие транспортные средства. Такую же роль играют лифты или подъемники, которые помогают нам с вертикальным перемещением.
Многоэтажные здания и небоскребы невозможно представить без лифтов. Сегодня в «умных» городах построены стоэтажные здания и если мы планируем попасть на 10-й этаж, то и не вспоминаем о лестнице.
Сегодняшние лифты мало напоминают те механизмы, которые появились в 19 веке. Наиболее продвинутые из них называют «умными лифтами». Согласно анализу рынка, использование интеллектуальных лифтовых систем в течение следующего десятилетия значительно возрастет. Во всем мире насчитывается более 14 миллионов лифтов, которыми пользуются около 1 миллиарда человек.
Аналитики предрекают увеличение объема рынка лифтов с 2015 по 2025 год на 16,2%. И уже очевидно, что ключевыми факторами в развитии интеллектуальных лифтов станут научные достижения в электронике и технологиях вертикального транспорта.
Но что делает лифты «умными»? Как они облегчат жизнь в небоскребах? Давайте разбираться!
«Умные» лифты с «умными» функциями
«Умные» подъемные механизмы оснащены «умными» приборами, которые ведут наблюдение за вертикальными перемещениями. Они оснащены системами безопасности, такими как биометрия и контроль доступа. Кроме того, они выполняют свою работу более быстро и затрачивают при этом гораздо меньше электроэнергии, чем обычные лифты.
Еще одна ключевая особенность «умных» лифтов — перемещение между этажами с использованием технологии определения места назначения.
Перед тем как войти в «умный» лифт, пассажир с помощью сенсорного экрана панели вводит данные о месте доставки, и он автоматически группируется с теми людьми, которым нужно на тот же этаж. Этот метод гарантирует, что пассажиры лифта совершат минимальное количество остановок между промежуточными этажами, пропуская остановки на более низких уровнях.
Таким образом лифт доставит группу к месту назначения как можно быстрее. На сегодняшний день — это самый быстрый способ, и он используется при вертикальных перевозках в высотных зданиях и торговых комплексах.
Согласно исследованию рынка интеллектуальных лифтов в 2017 году, из-за увеличения инвестиций в инфраструктуру, Северная Америка (особенно Канада и США) имеют наибольшее количество интеллектуальных лифтов.
Кроме того, специалисты работают над лифтами, которые могут перемещаться не только вертикально, но и горизонтально. Некоторые из таких футуристических «умных» лифтов можно увидеть в голливудских фильмах.
Дарио Трабукко, научный руководитель CTBUH Венецианского университета считает, что будущие «умные» лифты будут более быстрыми и вместительными для более комфортного размещения пассажиров. И, возможно, некоторые из них будут передвигаться, как поезда по тоннелям.
На данный момент ключевыми тенденциями «умного» лифта 2019 года являются облачное сервисное обслуживание, дистанционное управление, интерактивные сенсорные панели, интуитивно понятные технологии подъема, автоматизированная доставка и парковка транспортных средств.
Разработка лифтов будущего
Немецкий инженерный концерн Thyssen Krupp и производитель лифтов Kone являются мировыми лидерами в области лифтового и эскалаторного машиностроения.
В поисках новых решений лифтовых конструкций и технологий, Kone ведет испытания в стволе шахты городка Тютюри, который находится в 50 км к западу от Хельсинки.
Испытательная площадка представляет собой светящийся синий подъемник, который опускается в сырую пещеру на 350 метров. Сенсорный экран лифта показывает на какой этаж он движется и с какой скоростью.
Испытательный полигон Thyssen Krupp — это бетонное здание высотой 246 метров, которое возвышается над средневековым городом Ротвейлом. Здесь размещены безкабельные лифты, которые могут перемещаться как вертикально, так и горизонтально.
Кабины лифтов сделаны из усиленной углеродным волокном пластмассы и приводятся в действие линейными моторами, которые осуществляют перемещение вверх или вниз (и вперед или назад) на магнитных рельсах.
Концерн Thyssen Krupp специализируется на производстве железнодорожного оборудования. И он использует высокоскоростную железнодорожную технологию для создания «мульти» -системы, которая позволяет перемещаться в непрерывном цикле.
Использование магнитов и двигателей до 50% уменьшает рабочее пространство, которое раньше занимали кабели.
Thyssen Krupp, предсказывает, что появление мульти-систем полностью изменит парадигму проектирования небоскребов и предоставит больше возможностей градостроителям. Применяя эту технологию, архитекторы могут приступить к проектированию зданий высотой более 1 км. Высота теперь не предел.
Тем не менее, вопросов остается немало. Специалисты считают, что аварийные службы должны гарантировать безупречную безопасность также опираясь на новые технологии. Следовательно, необходимо иметь две дополнительные традиционные лифтовые системы, чтобы верхние этажи были доступны в случае чрезвычайной ситуации.
Как и Thyssen Krupp, Kone также фокусируется на разработках для предотвращения ненужных остановок и перемещения пустых лифтовых кабин. Это уменьшает время ожидания лифта и количество шахт, необходимых для функционирования конкретного здания.
Согласно исследованиям проведенным Университетом Иллинойса, пассажиры начинают раздражаться после 28 секунд ожидания лифта. Кроме того, лифты Mitsubishi в Shanghai Tower двигаются со скоростью 45 миль в час (20 м/с). Выяснилось, что, хотя пользователи ценят скорость, им доставляют неудобства перегрузки, которые ее сопровождают. Следовательно, есть еще над чем работать для повышения удобства.
А градостроители не забыли об инклюзивности?
Внедряя новые технологии, градостроители часто забывают об инклюзивности. Нередко, пожилые люди и инвалиды не могут воспользоваться многими новыми технологиями.
Разработчики должны отдавать приоритет увеличению пространства внутри лифта для размещения людей, использующих инвалидные коляски. Большие зеркала обеспечат более лучший обзор при выходе и посадке передвигающимся на креслах-колясках.
Лифты оборудованные внутри сиденьями, повышают уровень комфорта для инвалидов и пожилых пассажиров. Кроме того, лифтовые кабины с дольше открытыми дверями делают вход и выход легче и безопаснее.
Инклюзивные лифтовые решения повышают доступность для инвалидов с ограниченными физическими возможностями. Они также помогают потребителям, перемещающимся с детскими колясками.
Надежный, простой ремонт, возможность сохранять работоспособность и обеспечение безопасности в любых аварийных ситуациях — все это инклюзивная технология подъема. Поэтому так важно, чтобы разработчики лифтов проектировали инклюзивные лифтовые системы, которые действительно поднимут на недосягаемую прежде высоту вертикальный транспорт в умных городах.