Что общего у Токио, Стокгольма, Лондона, Парижа, Берлина и Гонконга? Они являются одними из самых безопасных городов в мире, когда речь заходит о зарегистрированных смертельных случаях в результате дорожно-транспортных происшествий.
В Токио, городе с населением более 13 миллионов человек, на 100 000 жителей приходится 1,3 таких случая смерти. В Лондоне, где проживает более 8,6 миллионов человек, зарегистрировано всего 1,6 случая смерти в результате дорожно-транспортных происшествий на 100 000 человек. В Гонконге с населением 7,2 миллиона человек этот показатель составляет всего 1,8 на 100 000 человек.
Согласно новому отчету Института мировых ресурсов, «Безопасные города», эти цифры не случайны. Они — результат определенных стандартов и методов проектирования. Имеющиеся стратегии проектирования, как утверждается в отчете, должны служить моделью развития городов во всем мире.
Смертность в результате дорожно-транспортных происшествий, особенно в крупных населённых пунктах, становится одной из важнейших проблем общественного здравоохранения XXI века. А по мере роста численности городского населения и увеличения количества автомобилей исследователи прогнозируют, что к 2030 году аварии станут пятой по значимости причиной смерти людей в целом.
ДТП сегодня являются основной причиной гибели имеющей огромный жизненный потенциал молодежи в возрасте от 15 до 29 лет. Автомобильные аварии — вторая по значимости причина смерти детей в возрасте от 5 до 14 лет. Более четверти погибших на дорогах – это пешеходы и велосипедисты. Исследователи прогнозируют, что по мере роста численности городского населения и увеличения количества транспорта уже к 2030 году аварии станут пятой по значимости причиной снижения численности населения в целом.
Что можно сделать для того, чтобы переломить тенденцию? Авторы отчета WRI указывают на ряд мер по проектированию городов, которые доказали свою эффективность по всему миру.
Сохраняйте компактность городов
Когда некомпактное городское проектирование, а разрастание застройки становится нормой, то же самое происходит и с автомобильными поездками. Небольшие жилые кварталы, компактные жилые и деловые районы обеспечивают свободный пешеходный доступ населения к общественному транспорту и снижают зависимость от личного автотранспорта. Разрастание городов приводит к противоположному результату и увеличению смертельных исходов в результате ДТП.
Яркий пример тому печально известный город Атланта, отличающийся величиной своей территории. Здесь уровень смертности в результате дорожно-транспортных происшествий (9,7 смертей на 100 000 человек) в три раза выше, чем в гораздо более густонаселенном Нью-Йорке (3,2 на 100 000 человек).
Снижайте скорость движения
Чем быстрее едут водители, тем больше вероятность того, что они убьют или серьезно покалечат любого, кто встретится им на пути. В отчете предлагаются меры по улучшению дорожного движения, в числе их «лежачие полицейские», приподнятые пешеходные переходы и расширение тротуаров для замедления движения автомобилей в черте городов.
Создавайте улицы для людей, а не для автомобилей
Пешеходные островки, широкие тротуары, площади и велосипедные дорожки — все это часть среды, которая снижает главенство автомобиля, а также число погибших.
Сделайте общественный транспорт безопасным, доступным и удобным. И люди оценят это. В докладе приводится пример Белу-Оризонти (Бразилия), где недавно была запущена система скоростного автобусного транспорта с перестроенными улицами, обеспечивающими безопасность передвижения пешеходов до станций. Сейчас автобусный парк города перевозит 700 000 пассажиров в день.
Согласно отчету, такие системы, как эта, вдвое сокращают смертность в результате ДТП и серьезный травматизм в результате аварий.
Сопоставляйте данные для выявления проблем
Благодаря современным возможностям сбора данных, анализ ДТП становится намного проще, что позволяет специалистам переобустраивать представляющие наибольший риск для горожан перекрестки и улицы.
Большие и малые города необходимо проектировать с учетом интересов безопасности сотен миллионов людей. Исследование WRI убедительно доказывает, что основанные на фактических данных стратегические методы планирования эффективно защищают жизни.