Световое загрязнение: как архитектура и строительство могут спасти ночную экологию
![освещение](https://i0.wp.com/svestnik.kz/wp-content/uploads/2025/01/%D0%BE%D1%81%D0%B2%D0%B5%D1%89%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5.jpeg?resize=780%2C470&ssl=1)
Антропоцен — эпоха, в которой человечество стало главной силой, изменяющей планету, — проявляется не только в глобальном потеплении, пластиковых отходах или выбросах углерода. Одним из самых заметных признаков нашего влияния является световое загрязнение. Как отмечает учёный Йохан Эклёф в своей книге «Манифест тьмы: о световом загрязнении, ночной экологии и древних ритмах, поддерживающих жизнь» (Simon & Schuster, 2023), каждый город и каждая улица видны из космоса, что стало символом новой эры.
Однако это явление имеет серьёзные последствия для экосистем и биоразнообразия. Архитекторы, строители и проектировщики могут сыграть ключевую роль в решении этой проблемы, пересмотрев подходы к освещению и проектированию.
Световое загрязнение. Угроза для экосистем
Световое загрязнение — это не просто эстетическая проблема, связанная с исчезновением звёздного неба. Оно оказывает разрушительное воздействие на природу. Половина видов насекомых, треть позвоночных и почти две трети беспозвоночных ведут ночной образ жизни. Для них световое загрязнение становится серьёзной угрозой. Например, мотыльки, важные опылители, дезориентируются из-за искусственного света. Это не только снижает их численность, но и ставит под угрозу опыление растений, что в конечном итоге влияет на всю экосистему.
Световое загрязнение также нарушает естественные ритмы жизни. Многие виды, включая летучих мышей и морских черепах, зависят от темноты для навигации, поиска пищи и размножения. Избыточное освещение приводит к их дезориентации, что может стать причиной сокращения популяций и разрушения экосистем.
Пять принципов ответственного освещения
Международная ассоциация тёмного неба (IDA) совместно с Обществом инженеров по освещению разработала пять принципов, которые помогут минимизировать световое загрязнение:
1. Полезность: каждый источник света должен иметь чёткую цель.
2. Целенаправленность: свет должен быть направлен только туда, куда нужно.
3. Низкий уровень освещённости: свет должен быть не ярче, чем необходимо.
4. Контроль: свет должен использоваться только тогда, когда он полезен.
5. Цвет: по возможности используйте источники света с более тёплым цветом.
Эти принципы уже применяются в проектах по всему миру. Например, компания Ligman Lighting предлагает светильники Dark Sky, которые соответствуют требованиям IDA. Их свет направлен только вниз, что минимизирует блики и световое загрязнение. Другой пример — световая колонна Arizona Light Column, которая использует тёплый янтарный светодиодный свет, безопасный для морских черепах.
Решения для архитекторов и строителей
Архитекторы и строители могут внести значительный вклад в борьбу со световым загрязнением, используя современные технологии и материалы. Вот несколько решений:
1. Светозащитные экраны: такие продукты, как Nightsaver от Ferguson или навесные козырьки Parshield, позволяют ограничить распространение света и минимизировать блики. Это особенно важно для бытового освещения, на которое приходится до 45% светового загрязнения.
2. Фотолюминесцентные материалы: эти материалы поглощают солнечный свет днём и излучают его ночью, обеспечивая безопасное освещение без электричества. Примером может служить светящаяся велосипедная дорожка в Польше, разработанная компанией TPA. Другой пример — фотолюминесцентная краска LuminoKrom от OliKrom, которая используется для разметки дорог и тротуаров.
3. Тёплый светодиодный свет: использование светодиодов с тёплым спектром (менее 3000 К) помогает снизить воздействие на природу. Такие светильники не только уменьшают световое загрязнение, но и создают более комфортную атмосферу для людей.
Культурные и архитектурные аспекты
Световое загрязнение — это не только техническая, но и культурная проблема. Боязнь темноты, или никтофобия, заставляет нас чрезмерно освещать улицы и здания. Однако исследования показывают, что неправильное освещение может снижать безопасность, создавая блики и тени, которые затрудняют обзор.
Архитектура, традиционно ориентированная на свет, должна пересмотреть своё отношение к темноте. Как писал Ле Корбюзье, «архитектура — это искусная, правильная и великолепная игра масс, объединённых светом». Однако японский писатель Дзюнъитиро Танидзаки в своём эссе «В похвалу теням» напоминает нам о красоте и тонкости, которые можно найти в полумраке. Архитекторы могут вдохновиться этим подходом, создавая пространства, которые гармонируют с естественными ритмами света и тьмы.
Световое загрязнение — это глобальная проблема, которая угрожает биоразнообразию и экосистемам. Однако у архитекторов, строителей и проектировщиков есть инструменты для её решения. Использование ответственного освещения, фотолюминесцентных материалов и тёплых светодиодов может значительно снизить воздействие на природу. Кроме того, пересмотр культурных установок и возвращение к ценности темноты помогут создать более устойчивую и гармоничную среду.
Как отмечает Йохан Эклёф, «жизнь развивалась в соответствии с чередованием света и тьмы». Восстановление ночной темноты — это не просто экологическая необходимость, но и шаг к сохранению жизни на нашей планете. Архитектура и строительство могут стать лидерами в этом процессе, создавая пространства, которые уважают природу и её ритмы.