На базе липецкого филиала Россети Центр прошли испытания собственной научно-исследовательской, опытно-конструкторской разработки – уникального комплекса автоматического мониторинга состояния линий электропередачи (ЛЭП).

Комплекс состоит из беспилотных летательных аппаратов (БПЛА), зарядной станции и пункта управления, которые устанавливают на подстанции (ПС).

Летательный аппарат в автоматическом режиме берет старт и начинает обследование ЛЭП 110 кВ. Беспилотник самостоятельно взлетает, совершает облет ЛЭП, передает полученную информацию в компьютер.

Что он может

В ходе испытаний летательный аппарат в автоматическом режиме преодолел расстояние 30 км, осуществляя сбор по трассе ВЛ 110 кВ Доброе, фотоматериалов которые будут в дальнейшем проанализированы специальным программным обеспечением для распознавания дефектов. По возращению неизрасходованный ресурс батареи составил 30%, что в целом позволяет использовать его для обследования более протяженных линий вплоть до 50 км.

Россия. Завершается разработка уникальной системы автоматического мониторинга

Усовершенствованный разработчиками дрон значительно улучшил летные характеристики. Теперь время его автономной работы в условиях отрицательных температур при весе полезной нагрузки 1 килограмм составляет 1 час 15 минут, что является абсолютным рекордом по отношению к аналогичным существующим разработкам.

Совершенствование характеристик БПЛА по итогам всех испытаний позволит создать уникальный комплекс для диагностики состояния ЛЭП с большой протяженностью в условиях как низких, так и высоких температур. Один такой аппарат заменит работу сразу нескольких бригад энергетиков, которые соответственно больше времени смогут уделить ремонту и строительству электросетевых объектов.

Программный комплекс готовит рекомендации о необходимом ремонте электрооборудования. Во время полета беспилотник может распознать 22 дефекта.

В их числе:

  • разрушение изоляторов,
  • обрыв провода,
  • наклон опоры,
  • нарушение охранной зоны,
  • нерегламентная ширина просеки,
  • подтопление опоры и многое др.

После посадки…

После окончания полета и посадки на зарядную станцию летательный аппарат передает информацию в компьютер пункта управления для автоматической обработки программным комплексом.

Россия. Завершается разработка уникальной системы автоматического мониторинга

Здесь, все выявленные дефекты ранжируются на категории: критический дефект, требующий ремонта в течение рабочей смены, ремонт в течение месяца, ремонт, который должен быть выполнен до начала осенне-зимнего периода. Информация, распределенная таким образом, поступает в соответствующие службы.

Эта разработка – лишь первый шаг Россети Центр по реализации программы Цифровая трансформация 2030. Но она уже наглядно показывает эффективность внедрения инновационных разработок.

Практическое применение системы автоматического мониторинга в течение месяца позволит выполнить годовой объем работы по обследованию линий электропередачи бригадами Россети Центр.

БПЛА способен пролетать 40 км без дополнительной подзарядки при скорости ветра до 10 м/сек и температуре до 10 градусов Цельсия ниже нуля. Допустимые условия полета определяет входящая в систему метеостанция.

Работа по увеличению расстояния полета при различных метеорологических условиях продолжается.

На беспилотный летательный аппарат в зависимости от сложности задачи могут быть закреплены видео и фото камеры с обычной оптикой, а также камеры для тепловизионной и ультрафиолетовой съемки.