28 февраля 2020 года в Алматы состоялся “круглый” стол на тему: «Трансформация лифтовой отрасли Казахстана. Вызовы и перспективы развития». Организатором мероприятия выступила ОЮЛ «Национальная Ассоциация Лифтовиков Казахстана» при содействии Министерства индустрии и инфраструктурного развития РК. 

В 2012 году в Казахстане было отменено лицензирование лифтовой отрасли и ее начало «лихорадить» – на рынке появились недобросовестные сервисные компании, поставщики лифтового оборудования, увеличились чрезвычайные ситуации с участием лифтов. Так, в апреле 2018 года в г. Актобе в результате халатности сотрудников сервисной компании погибла молодая девушка.

По инициативе Министерства индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан совместно с Ассоциацией разработаны Национальные стандарты Республики Казахстан «Лифты, эскалаторы, траволаторы и подъемники для лиц с ограниченными возможностями. Требования к поставке, монтажу и эксплуатации», согласно вступившему в начале этого года Закона РК «О жилищных отношениях» и поправками в Закон РК «О гражданской защите», являются обязательными для исполнения всеми участниками лифтового рынка.

Казахстан. Осторожно - лифт!

Организаторы “круглого” стола отмечают, что благодаря непосредственному вниманию Министра индустрии и инфраструктурного развития Бейбута Атамкулова к проблемам лифтовой отрасли отмечается нарастающий импульс в развитии лифтовой отрасли Казахстана, который связан с недавним принятием Министерством индустрии и инфраструктурного развития РК дорожной карты по развитию лифтовой отрасли.

Согласно данному документу, планируется обеспечить безопасность и качество путем срочного создания механизма и квалификационных требованиям для обязательной аттестации лифтовых компаний занимающихся монтажом, ремонтом и обслуживанием лифтов. Также разработаны задачи и способы, направленные для развития казахстанского производства лифтов.

В качестве значимых мер со стороны государства, участники мероприятия отметили обнуление таможенных пошлин на ввоз комплектующих для производства лифтов, поскольку с февраля 2019 были отменены таможенные пошлины на готовые лифты, в то время как пошлины на комплектующие, для отечественного производства достигают 15%.

Будет проработан вопрос по включению деятельности по производству лифтов в программу «экономика простых вещей». Планируется также создание учебных центров по обучению отраслевых специалистов, прорабатывается вопрос по введения саморегулирования на основе обязательного членства участников рынка.

На фоне всех этих положительных сдвигов, к сожалению, пока бесперспективным остается проблемный вопрос наличия в эксплуатации лифтов с истекшим нормативным сроком, которых в стране насчитывается около 5 000 единиц (из которых свыше 4000 лифтов представляет угрозу здоровью и жизни людей и требует скорейшей модернизации). Более того, данная ситуация в настоящее время создает определенную социальную напряжённость, – говорится в пресс-релизе круглого стола.

Действующая государственная программа по модернизации ЖКХ показывает низкие темпы замены «ветхих» лифтов в Казахстане, по причине отсутствия экономического интереса к этой проблеме со стороны жителей домов с первого по четвертые этажи. Их голоса необходимы для принятия общедомового решения по замене лифтов (не менее 2/3) в соответствии с действующим законодательством. А также по причине короткого срока, на который выделяются бюджетные средства (до 7 лет), – этот фактор существенно увеличивает финансовую нагрузку на собственника квартиры.

В качестве решения вопроса, лифтовое сообщество Казахстана предлагает Правительству Казахстана разработать специальную программу по реновации лифтового парка Республики Казахстана. Эта программа должна учитывать социальную особенность собственников квартир (инвалиды, пенсионеры), финансирование должно основываться на принципах возвратности на более длительный срок, на основе револьверного кредита.

Для эффективной реализации программы необходимо привлечение к ней местных отечественных производителей  лифтов, через заключение с ними Off take контрактов, – говорят участники “круглого” стола. По мнению ОЮЛ «Национальная Ассоциация Лифтовиков Казахстана», этот шаг даст шанс развитию отечественных производителей обеспечивая при этом безопасность, сервис и бесперебойное наличие запасных частей.

В настоящее время в Казахстане существует 4 лифтостроительных завода, общей производственной мощностью 3 500 лифтов в год, однако загруженность их в реальности составляет от 5 до 15 %.

ОЮЛ «Национальная Ассоциация Лифтовиков Казахстана» заверяет, что мультипликативный эффект от развития отрасли даст положительный эффект и позволит создать новые рабочие места, увеличит налоговый оборот и предоставит возможность аккумулировать денежные средства внутри страны.