Как мы уже сообщали, 19 сентября в Москве прошла III Международная конференция «Развитие института строительной экспертизы», в ходе которой обсуждался международный опыт в сфере экспертной деятельности.

В конференции приняли участие представители Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации Главгосэкспертизы России, руководители экспертных организаций Беларуси, Казахстана, Армении, Узбекистана и Кыргызстана, представители бизнеса и общественных объединений. Приводим некоторые доклады прозвучавшие на конференции.

Для подтверждения обоснованности нестандартных проектных решений необходимы соответствующие методики

Одной из тем, поднятых на III Международной конференции «Развитие института строительной экспертизы», стало совершенствование процесса проведения экспертизы с учетом риск-ориентированного подхода. Начальник Управления промышленной, ядерной, радиационной, пожарной безопасности и ГОЧС Главгосэкспертизы России Александр Красавин рассказал участникам конференции о важных аспектах этой работы, с которыми сталкиваются эксперты при проведении экспертизы.

Так, Александр Красавин отметил, что цифровая трансформация и внедрение технологий информационного моделирования будут способствовать повышению качества проектирования и обеспечат взаимосвязанность и согласованность принимаемых решений на всех этапах жизненного цикла объектов капитального строительства. «Нестыкующихся» решений в проектах встречается достаточно много, заметил эксперт, а на информационной модели проектируемого объекта такие, не согласованные друг с другом решения, предусмотренные специалистами различных направлений, будут видны невооружённым глазом. В ходе проектирования и экспертизы информационной модели такие недочеты будут устраняться, обеспечивая тем самым и высокую экономическую эффективность, и безопасность реализуемых проектов.

«Риск-ориентированный подход предполагает наличие установленных нормами проектных параметров, в том числе и по вопросам безопасности. Их достижение должно быть обосновано в проектной документации либо соблюдением стандартных типовых требований, либо другими способами, установленными законодательством. Современная нормативная база, в значительной мере состоящая из добровольных требований, казалось бы должна способствовать эффективному внедрению нестандартных решений. Но на практике заказчики в большинстве случаев принимают добровольные требования к обязательному исполнению, а в случае отступления от них зачастую разрабатывают специальные технические условия. В этой связи сегодня идет активная работа по реализации механизма так называемой «регуляторной гильотины», предполагающей отмену значительного количества требований, которые «связывают» работу бизнеса. Это проблема в большей или меньшей степени актуальна для всего постсоветского пространства», – отметил Александр Красавин.

Так, планируется исключить из числа обязательных требований нормативные технические документы – своды правил, СанПиНы, ГОСТы, и оставить обязательными только условия, установленные нормативными правовыми актами. Однако даже бизнес-сообщество, в интересах которого проводится данная работа, опасается, что такой подход ухудшит санитарно-эпидемиологическую обстановку и отрицательно повлияет на экологию, промышленную и пожарную безопасность. Кроме того, на практике это может привести к росту субъективизма в работе контролирующих, в том числе экспертных, органов. В связи с этим, чтобы «гильотина» была эффективной важно, отменяя требования, содержащие конкретные численные значения, предложить профессиональному сообществу что-то взамен. Иначе ни бизнес, ни государство изменений в лучшую сторону могут не заметить. Ведь почему оказался неэффективным добровольный статус многих требований? В первую очередь по причине отсутствия соответствующих методик, позволяющих обосновывать нестандартные решения, отличающиеся от установленных в добровольных нормативах.

«Поэтому крайне важно, отсекая устаревшие и избыточные требования, параллельно в межведомственном формате разрабатывать и принимать методики, которые можно использовать в качестве доказательной базы для подтверждения обоснованности принимаемых в проектной документации решений. Если объединить усилия профессионального и бизнес-сообщества, то научного потенциала и практического опыта соответствующих исследовательских институтов будет достаточно, чтобы на качественно высоком уровне разработать необходимые методики. Сложившаяся база экспериментальных исследований и согласованных проектных решений, отличающихся от типовых, также могут помочь в решении этой сложной и нетривиальной задачи», – резюмировал Александр Красавин.

Встраивание разработанных методик в соответствующие программные продукты, в которых осуществляется построение информационных моделей объектов капитального строительства, позволит, не прибегая к длительным процедурам согласования нестандартных решений с различными ведомствами, добиваться эффективных и безопасных проектов на основе риск-ориентированного подхода.

Синергетический эффект: единая цифровая среда позволит создать систему управления строительством

Современные вызовы, на которые российской экономике и строительному комплексу приходится отвечать сегодня, диктуют необходимость эволюции как всего строительного комплекса, так и института экспертизы и наделения его новыми компетенциями, заявил начальник Главгосэкспертизы России Игорь Манылов на III Международной конференции «Развитие института строительной экспертизы». Новые цели и задачи строительной экспертизы будут включены в Стратегию развития строительной отрасли Российской Федерации до 2030 года. Одним из главных инструментов создания системы управления стройкой становится цифровизация отрасли.

Сегодня институт строительной экспертизы стремится к созданию единой бесшовной информационной среды, где смогут взаимодействовать не только все экспертные органы, но непосредственно заказчики строительства, проектировщики и эксперты. Переход к управлению жизненным циклом объектов капстроительства путем внедрения технологий информационного моделирования – BIM-технологий – станет новым этапом развития отрасли.

Но для этого необходимо выполнить огромный объем работы, рассказал начальник Главгосэкспертизы: перевести фонд нормативно-технической документации в области строительства в цифровой формат, сформировать основы перехода на автоматизированную проверку информационной модели объекта капитального строительства, внедрить единую систему классификации строительной информации в целях гармонизации нормативно-технической документации с международным и российским законодательством.

Доклады III Международной конференции «Развитие института строительной экспертизы»

Информационная модель будет существовать в среде, в которой с цифровым «двойником» объекта смогут работать все участники процесса, что не только упростит работу на всех этапах жизненного цикла объекта, но и поможет повысить качество проектирования и точность инвестиционного планирования, а также сформировать систему управления строительством объектов.

«Сейчас каждый из нас своими глазами видит, как меняется строительная отрасль и экспертиза, как каждая из ее составляющих приобретает новые формы. Впервые за всю историю существования института строительной экспертизы мы меняем не только практику, но саму идеологию нашей работы: переходим от классического понимания нормоконтроля к управлению данными, к созданию единой цифровой среды. Иными словами, экспертиза становится институтом управления эффективностью строительных проектов», – подчеркнул Игорь Манылов.

Главная функция экспертизы в строительстве, по словам начальника Главгосэкспертизы России, остается неизменной: выполнение возложенной на нее государством задачи обеспечения надежности и безопасности объектов. И эта функция обществу более чем необходима: при проведении государственной экспертизы проектной документации на строительство и реконструкцию особо опасных, технически сложных и уникальных объектов капитального строительства эксперты Главгосэкспертизы России ежегодно устраняют сотни ошибок, которые могли бы в случае их принятия привести к техногенным авариям с катастрофическими последствиями. Только в первом полугодии 2019 года технические решения, которые могли привести к риску возникновения аварийных ситуаций, были выявлены примерно в 28% комплектов проектной документации.

Кроме того, уже сейчас экспертный институт не только планирует будущие работы, цели и задачи, но и помогает формировать и получать полезную для отрасли информацию еще на стадии инвестиционного планирования и проектирования и создавать на ее основе новые ценные продукты. «При этом главная – наднациональная – задача, которая стоит сейчас перед экспертами всех стран ЕАЭС, – резюмировал Игорь Манылов, – добиться синергетического эффекта, объединив усилия для того, чтобы вопросы, стоящие в строительной сфере перед каждой из стран-участниц Евразийского экономического союза, решались быстрее и эффективнее, а совместные проекты становились не только драйверами общего роста, но и примером эффективного взаимодействия».

Три «К» Стратегии развития строительного комплекса определяют настоящее и будущее отрасли

«Стратегия 2030» написана всей строительной отраслью, заметил в ходе своего выступления на III Международной конференции «Развитие института строительной экспертизы» заместитель министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации Дмитрий Волков. Он подробно рассказал участникам конференции об основных целях и задачах развития строительной отрасли до 2030 года.

«Цель «Стратегии 2030 может быть показана через три «К»: конкурентоспособность, компетенции и комфорт. Под конкурентоспособностью мы понимаем как способность конкурировать, так и развитие конкуренции в строительной отрасли в целом: без этого движение вперед невозможно. Причем конкуренция должна основываться не на цене, а на качестве. Компетенции – краеугольная часть стратегии. Некоторые участники даже называют Стратегию 2030 «стратегией профессионализма», – подчеркнул замглавы Минстроя России. – Без квалифицированных людей не будут работать ни законы, ни требования, ни стандарты». Наконец, третья главная цель стратегии заключается в том, чтобы люди жили и работали в благоприятной и комфортной окружающей среде. Однако слово «комфорт» разработчики стратегии понимают в широком смысле, который включает в себя также и безопасность жизнедеятельности российских граждан.

Чтобы добиться реальных результатов, чтобы стратегия не легла на полку, а стала прорывной и эффективной, был проведен, как отметил Дмитрий Волков, достаточно смелый эксперимент: к работе над ней привлекли не консультантов, а всех членов строительного сообщества. Все, кто хотел, мог включиться в эту работу: так сформировалось одиннадцать проектных команд, каждая из которых разрабатывала свое направление. После этого был подключен Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации. «Мы создали документ, о котором можно сказать, что это – стратегия, которую разработала сама строительная отрасль. Все ее достоинства и недостатки отражают текущее состояние российского строительства, его реальные возможности и компетенции, – сказал Дмитрий Волков. – Разработка стратегии должна завершиться в сентябре. Сейчас мы формализуем последние возражения, учитываем их в стратегии и планируем буквально на следующей неделе внести проект в правительство Российской Федерации».

Доклады III Международной конференции «Развитие института строительной экспертизы»

Стратегия охватит сферы жилищного, промышленного и инфраструктурного строительства, рынок строительных материалов и строительной техники, институт строительной экспертизы и систему ценообразования в строительстве, а также будет предусматривать внедрение инноваций. Ожидается, что в стратегии будут определены приоритеты, цели и задачи по направлениям развития отрасли, а также учтены долгосрочные макроэкономические прогнозы развития страны и стратегические документы по развитию других отраслей, взаимосвязанных со строительной.

Как заявлял ранее глава Минстроя Владимир Якушев, стратегия является программным документом, объединяющим тактические задачи, то есть достижение целей, заданных в национальных проектах до 2024 года, и стратегическое видение будущего образа отрасли до 2030 года и дальше. Две из одиннадцати проектных команд составили специалисты Главгосэкспертизы России, которые работали над двумя направлениями: инновационное развитие института строительной экспертизы и его трансформация в институт управления эффективностью строительных проектов, а также совершенствование ценообразования в строительстве.

ФГИС ЦС будет интегрирована с другими информационными системами

Такое заявление сделал в ходе своего выступления на III Международной конференции «Развитие института строительной экспертизы» заместитель начальника Главгосэкспертизы России Александр Вилков. Он также подробно рассмотрел вопросы взаимодействия с субъектами Российской Федерации и отраслевыми компаниями при мониторинге цен строительных ресурсов, а также перспективы развития института укрупненных нормативов цены строительства.

Как рассказал Александр Вилков, список источников информации для ФГИС ЦС будет расширен. Перечень производителей, импортеров и перевозчиков будет дополняться информацией от государственных компаний, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и юридических лиц, занимающихся оптовой торговлей строительными ресурсами. Кроме того, в дальнейшем будут совершенствоваться методы обработки данных с учетом расширения источников поступления информации о стоимости ресурсов.

В соответствии поручениями по итогам заседания Государственного совета от 17.07.2019 № Пр-1381ГС в настоящее время создаются региональные центры мониторинга цен строительных ресурсов субъектами РФ, в целях направления результатов мониторинга в Главгосэкспертизу России. Кроме того, созданы региональные центры мониторинга на базе филиалов Главгосэкспертизы России (Екатеринбург, Самара, Владивосток), в ближайшее время планируется создание дополнительных региональных центров мониторинга в Санкт-Петербурге и Ростове-на-Дону.

Доклады III Международной конференции «Развитие института строительной экспертизы»

Планируется интеграция ФГИС ЦС с Единым государственным реестром заключений экспертизы проектной документации объектов капитального строительства (ГИС ЕГРЗ), Государственной информационной системой промышленности (ГИСП) и информационной системой Минтранса России, содержащей перечень перевозчиков грузов автомобильным транспортом. Наконец, в рамках развития ФГИС ЦС предложит пользователям новые сервисы и функции, в том числе размещение в системе расширенной информации о юридических лицах, расположение складов и транспортная инфраструктура. «Увеличение числа источников информации ФГИС ЦС о стоимости строительных ресурсов за счет данных от государственных компаний, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и юридических лиц позволит поддерживать применяемый в настоящее время базисно-индексный метод определения сметной стоимости в работоспособном состоянии и организовать поэтапный переход к ресурсной модели определения сметной стоимости строительства», – отметил Александр Вилков.

Также спикер напомнил, что до 2021 года расчет цены объекта строительства будет осуществляться с использованием индексов изменения сметной стоимости строительства по видам объектов капитального строительства, применяемых в объектных сметных расчетах. В настоящий момент ведется работа по формированию расширенной сводной номенклатуры ценообразующих строительных ресурсов (СНЦСР) и перечней специализированных ценообразующих ресурсов (ПСЦСР), необходимых для расчета индексов к отдельным строительным ресурсам, применяемым в локальных сметных расчетах и последующим проведением на их основании конъюнктурного анализа цен строительных ресурсов до конца 2021 года.

Начиная с 2022 года, в ФГИС ЦС планируется публикация сметных цен строительных ресурсов, сформированных на основании цены реализации с учетом объемов реализации, предоставляемой производителями, их официальными торговыми домами и импортерами. Размещенные во ФГИС ЦС цены строительных ресурсов будут использоваться для определения сметной стоимости строительства, идентификации производителями и импортерами своей продукции и поиска потенциального поставщика ресурса для запроса коммерческого предложения.

В случае использования при расчете сметной стоимости строительства строительного ресурса, цена которого не опубликована во ФГИС ЦС, при проведении проверки достоверности определения сметной стоимости цена такого ресурса подлежит обоснованию не менее чем тремя коммерческими предложениями. Если же при расчете сметной стоимости строительства будут использованы рекомендованные отпускные цены строительного ресурса, опубликованные во ФГИС ЦС, никакие иные подтверждения не требуются. При наличии единственного производителя строительного ресурса, отсутствующего в классификаторе строительных ресурсов, стоимость такого ресурса будет определяться на основании расчетно-калькуляционной цены. «Таким образом, текущие цены строительных ресурсов в разрезе СНЦР и ПСЦР по каждому субъекту Российской Федерации, сформированные на основании данных мониторинга цен, позволят осуществить расчет как индексов изменения сметной стоимости по видам строительства, так и индексов к отдельным строительным ресурсам», – сообщил Александр Вилков.

Заместитель начальника Главгосэкспертизы России подробно разъяснил участникам III Международной конференции «Развитие института строительной экспертизы» и концепцию новой структуры классификатора строительных ресурсов, на основании которой СНЦСР и ПСЦСР будут дополняться ценообразующими строительными ресурсами, включенными в государственные элементные сметные нормы (ГЭСН) и нормативы цены строительства НЦС. Строительные ресурсы, содержащиеся в КСР, но не включенные в СНЦСР и ПСЦСР, будут относиться к группе прочих строительных ресурсов КСР (ГПР).

Наша цель – эволюция института строительной экспертизы

Такое заявление сделал первый заместитель начальника Главгосэкспертизы России Вадим Андропов, который обсудил с участниками III Международной конференции «Развитие института государственной экспертизы» стратегию и ключевые аспекты инновационного развития института строительной экспертизы в Российской Федерации.

По мнению спикера, отрасли необходима трансформация института строительной экспертизы в институт управления эффективностью строительных проектов. При этом основными задачами, которые предстоит решать на пути такой трансформации, особенно в связи с формированием в России цифровой экономики, являются создание единой цифровой среды, в которой будут взаимодействовать все участники строительства объекта, предоставление сервисов, постоянное накопление данных и управление ими, формирование баз знаний.

Приоритетной задачей также становится обеспечение экономической эффективности строительных проектов, то есть управление стоимостью строительства.

Доклады III Международной конференции «Развитие института строительной экспертизы»

Немаловажную роль приобретают и такие вопросы, как сокращение сроков реализации проектов, оптимизация всех процедур, переход к экспертному сопровождению от «нулевой стадии» до полного завершения проектных и строительных работ. Другие ключевые аспекты инновационного развития института экспертизы – это управление качеством через повышение уровня проектной документации и управление системой требований, то есть обеспечение соблюдения требований надежности и безопасности. 

«При этом приоритетом для нас должна быть выработка инновационных подходов, а автоматизация – это лишь один из инструментов, позволяющих внедрять инновации. Нам нужно пересмотреть наш алгоритм работы и изменить сами подходы, взглянуть на работу проектировщика по-другому. Мы сами должны стать в меньшей степени контролером, в большей – помощником в процессе создания объекта капитального строительства», – уверен замглавы Главгосэкспертизы России.

Обсуждая ход работы над Стратегией инновационного развития института строительной экспертизы в Российской Федерации, Вадим Андропов отметил, что часто подобного рода документы разрабатываются достаточно стандартно: определяется текущая ситуация, в том числе основные достижения в цифрах, основные проблемы, затем пути решения проблем и в заключение – целевые показатели, которые необходимо достичь в перспективе. «Однако для нас при работе над Стратегией крайне важно оценить то, как мы должны измениться, какой экспертиза должна стать. Нужно ответить самим себе на основные вопросы: Кто мы? Какие мы? Какова наша роль в перспективе? – подчеркнул спикер. – И мы должны понимать, что наша миссия четко определена – добросовестно работать для развития инфраструктуры страны, способствуя обеспечению безопасности и долговечности объектов строительства, а также эффективности капитальных вложений, – на благо граждан».

В России вводят институт экспертного сопровождения проекта

С докладом об основных изменениях законодательства Российской Федерации на III Международной конференции «Развитие института государственной экспертизы» выступила заместитель начальника Управления методологии и стандартизации экспертной деятельности Главгосэкспертизы России Мария Галкина. Она, в частности, рассказала о принятом в июне 2019 года Федеральном законе № 151-ФЗ, который, среди прочего, внес изменения в Градостроительный кодекс Российской Федерации в части совершенствования порядка проведения повторной экспертизы проектной документации.

Мария Галкина сообщила, что в Российской Федерации вводится институт экспертного сопровождения проекта. Теперь оценка соответствия изменений, внесенных в проектную документацию, получившую положительное заключение экспертизы по решению застройщика или технического заказчика, может осуществляться в форме экспертного сопровождения органом исполнительной власти или организацией, проводившими экспертизу. «Экспертное сопровождение изменений в проектную документацию является по сути государственной экспертизой в форме экспертного сопровождения. Планируется осуществлять её в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 05.03.2007 № 145», – отметила спикер.

В соответствии с изменениями государственную экспертизу в форме экспертного сопровождения будут проводить органы исполнительной власти и экспертные организации, ранее проводившие экспертизу проектной документации и результатов инженерных изысканий, в которые вносятся изменения. При этом срок такой экспертизы будет составлять не более 10 рабочих дней и может быть продлен не более чем на 10 рабочих дней в случае, если внесенные изменения затрагивают два и более разделов проектной документации.

При этом, по словам Марии Галкиной, договор об экспертном сопровождении будет заключаться на один год с возможностью его пролонгации по инициативе заявителя на такой же срок. «Количество пролонгаций не ограничено и зависит от продолжительности реализации проектной документации», – подчеркнула докладчик. Самое главное, что введение института экспертного сопровождения ни в коем случае не отменяет самого механизма повторной экспертизы. Заявитель вправе определиться, необходимо ли ему заключить договор на экспертное сопровождение, либо он может по окончании определенного периода подать документы на повторную экспертизу.

В заключение своего выступления Мария Галкина сказала, что для реализации положений 151-ФЗ Главгосэкспертиза России совместно с Минстроем России проводит дальнейшую работу по подготовке подзаконных нормативных правовых актов.

Доклады III Международной конференции «Развитие института строительной экспертизы»