НовостиСоветы

Как создать акустику для записи аудио и видео в домашних условиях

В эпоху развитого Интернета и всемирной пандемии многие стали работать из дома. Коснулось это и тех специалистов, кто должен профессионально записывать видео и аудио: журналистов, дикторов, музыкантов, а также блогеров и тиктокеров. Поэтому вопрос хорошей акустики в жилых комнатах встал как никогда остро.

Как ее организовать с помощью каменной ваты, рассказывает Александр Керник, директор по исследованиям и развитию направления «Минеральная изоляция», компании ТЕХНОНИКОЛЬ.

Звукоизоляция и звукопоглощение

Для начала немного теории. Существует два физических процесса – звукоизоляция и звукопоглощение, и они напрямую между собой не связаны.

Звукоизоляция – это снижение шума и интенсивности звукового воздействия при передаче через конструкцию: межэтажное перекрытие, межкомнатную или межквартирную перегородку. По сути, это разница между источником шума в одном помещении и его уровнем в соседнем. Она выражается в децибелах (дБ).

Звукопоглощение – это уменьшение отражения звука, то есть эха. Чем больше звукопоглощение материала, тем хуже от него отражается звуковая волна и тем меньше эхо. Измеряется эта величина в индексах или классах звукопоглощения.

продается место под размещение рекламы

Важно, что звукоизоляция – это характеристика всей конструкции в целом, в то время как звукопоглощение – свойство конкретного материала.

Таким образом, защититься от шумных соседей и прочих внешних раздражителей поможет звукоизоляция, а за акустический комфорт в помещении отвечает звукопоглощение. Именно звукопоглощающие материалы позволяют добиться того, чтобы при записи аудио и видео не появлялся отраженный звук (эхо) и не возникало наложение звуковых волн.

Звукопоглощающие панели

Чтобы уменьшить эхо в комнате, используют звукопоглощающие экраны или панели, которые несложно сделать самостоятельно.

Основную функцию в них может выполнять каменная вата – один из лучших материалов, который поглощает шум и рассеивает энергию звуковой волны. Минвата состоит из тонких базальтовых волокон, хаотично переплетенных между собой. Попадая в такую структуру, звуковая волна на микроуровне раскачивает волокна. Они начинают вибрировать, и между ними возникает трение. Энергия трения приводит к нагреву волокон.

Таким образом, энергия звуковой волны переходит в энергию нагрева. Правда, речь идет о мельчайших долях градуса, поэтому попутно прибавить температуру в комнате не удастся. Кроме того, проходя попеременно через волокна и воздушные прослойки между ними, звуковая волна рассеивается и ослабевает.

Для шумопоглощающего экрана подойдут, например, плиты из минеральной ваты ТЕХНОАКУСТИК, предназначенные для звукоизолирующих перегородок, размером 600х1200 мм. Показатели звукопоглощения напрямую не зависят от толщины материала, поэтому будет достаточно толщины 100 мм.

Для установки каменной ваты монтируют короб из полосок гипсокартона или другого листового материала (фанеры, ГВЛ). Внутреннее расстояние между его противоположными рейками должно быть на 5-10 мм меньше, чем размеры плиты. В этом случае минвату можно вставить враспор без дополнительного крепежа. За счет своей упругости она легко восстановит форму и надежно зафиксируется.

С одной стороны конструкцию закрывают листовым материалом, с другой – воздухопроницаемым покрытием, например тканью или стеклохолстом. Оно защитит звукопоглощающий материал от пыли и механических повреждений.

Воздухопроницаемость покрытия – одно из важнейших требований, поскольку звуковая волна должна не отражаться от панели, а беспрепятственно попадать внутрь нее и поглощаться каменной ватой.

Акустика в помещении

В строительной физике изучением акустического комфорта занимается раздел архитектурной акустики. При расчетах учитывается конфигурация помещения, высота потолка, расстояние между стенами, расположение источника звука, а также направление звуковой волны и ее возможное отражение. Серьезную роль играют материалы отделки, которые также гасят и изменяют волну.

Максимально подробно такие расчеты делают при проектировании концертных залов, профессиональных музыкальных или телевизионных студий и т.п. Однако для частного жилья их проводят крайне редко – здесь обычно уже смонтированные шумопоглощающие экраны настраивают под свои потребности.

Со звукопоглощением в квартире важно не переусердствовать. Если панелей слишком много, в комнате пропадет естественное для слуха эхо, которое в жизни присутствует практически всегда. Люди привыкли вместе с голосом слышать его легкое отражение, это помогает определять местонахождение звука и лучше ориентироваться. Если абсолютно весь шум будет поглощаться, во-первых, станет некомфортно, а во-вторых, плохо слышно сам источник.

Кроме того, в квартирах довольно много вещей, которые являются звукопоглощающими: шторы, одежда, мягкая мебель, книги. Поэтому нет никакой необходимости закрывать все стены шумопоглощающими экранами. Более того, лучше сделать их съемными, чтобы была возможность на время записи достать панель, а после завершения – убрать.

Размещать экраны можно на подвесах вдоль стен или на передвижных подставках и располагать там, где нет других звукопоглощающих материалов (книг, одежды). В процессе записи панели нужно разворачивать под углом к микрофону так, чтобы звуковые волны падали на них перпендикулярно.

Регулируя количество звукопоглощающих экранов и их расположение, используя при их монтаже качественные материалы и их правильную комбинацию, можно создать в квартире настолько хорошую акустику, что ваши аудио и видео ни в чем не уступят записанным в профессиональных студиях и наберут рекордное количество просмотров и лайков!

Статья по теме

Back to top button