14 августа 2018 года в Генуе (Италия) обрушился автомобильный мост Моранди. Один из основных пилонов и 200-метровый пролет обрушились на складские помещения и железнодорожные пути с высоты более сорока метров. В момент обрушения на мосту находилось четыре десятка легковых и грузовых автомобилей. В результате трагедии погибли 43 человека.

Результаты расследования причин обрушения моста станут известны позже, но уже сейчас эксперты высказывают мнение, что при строительстве моста были допущены ошибки в расчетах, связанные с осадкой железобетона. Основная версия - причиной трагедии в Генуе стали ошибки в первоначальных расчетах и нехватка средств на ремонт.

Инженер Рикардо Моранди, автор проекта моста в Генуе, не дожил до краха своего детища, он ушел из жизни в 1989 году. Но в 1967-м, когда объект запускали в эксплуатацию, Моранди был жив и уже так известен, что мосту было присвоено его имя — ponte Morandi. На открытие огромного вантового моста длиной 1102 метра приехал тогдашний президент Италии Джузеппе Сарагат. Сооружение стало одной из достопримечательностей Генуи.

Рикардо Моранди (1902-1989) — итальянский инженер-строитель, оставивший множество сооружений по всему миру, в первую очередь мостов и виадуков. Широко использовал в своих проектах железобетон. Среди самых известных осуществленных проектов — мост генерала Рафаэля Урданета, 8-километровый мостовой переход через озеро Маракайбо (Венесуэла), мост Вади-эльКюф (Ливия), его 281-метровый пролет в течение семи лет оставался самым длинным бетонным мостом в мире, и ставший теперь знаменитым мост в Генуе. Мост генерала Рафаэля Урданета частично рухнул в 1964 году после столкновения танкера с одной из его опор. Мост Вади-эль-Кюф в Ливии был закрыт в 2017 года по соображениям безопасности.

Однако буквально через несколько лет после торжественного открытия мост Моранди потребовал дорогостоящих ремонтных работ вследствие первоначальных просчетов, связанных с вязкостью бетона. К концу 1990-х годов на техническое обслуживание моста и поддержание его в работоспособном состоянии была израсходована сумма, составлявшая порядка 80% первоначального строительного бюджета.

В нынешнем веке некоторые специалисты пришли к выводу о том, что мост Моранди требует замены. Еще в 2012 году глава объединения промышленников Генуи Джованни Калвини предлагал спешно усовершенствовать автодорожную инфраструктуру города, потому что «через десять лет мост Моранди рухнет». Он ошибся всего на несколько лет… А сегодня многие СМИ цитируют отчет, подготовленный два года назад Антонио Бренчичем, экспертом по строительству из Университета Генуи. По его мнению, конструкция моста нуждалась в серьезном ремонте еще в 1980-х годах.

«Виадук, спроектированный Рикардо Моранди, считался произведением инженерного искусства, но на самом деле он был примером неудачной технической мысли», — заявил Бренчич итальянскому телевидению. По словам эксперта, были допущены ошибки в расчетах, связанных с осадкой железобетона, что привело к тому, что дорожное полотно пошло волнами. Бренчич допускал, что будет дешевле построить новый мост, чем постоянно тратить средства на ремонт старого.

Мост Моранди в Генуе — вантовый мост из железобетона и предварительно напряженного железобетона, строился с 1963-го по 1967-й год, длина — 1,1 километра. Последняя реконструкция моста проводилась в 2016 году.

Однако после кризиса 2008 года расходы на инфраструктуру в Италии значительно снизились, что не позволило своевременно проводить необходимые ремонтные работы.

50 лет для моста — солидный срок. После крушения в Сети тут же появились фото итальянских блогеров, снятые еще прошлой зимой, на которых видно, что мост Моранди уже был в ненадлежащем состоянии. Местные жители рассказывают журналистам, что опоры моста все время латали, но, очевидно, не долатали.

Итальянская Corriere della Sera отмечает, что за последние пять лет в Италии обрушились десять мостов. «Причина, прежде всего, одна: сокращение инвестиций в инфраструктуру — экономят, в том числе, на ремонте и обслуживании мостов», — отмечает газета.

Сегодня правительство Италии объявило о планах обнародовать условия концессионных соглашений, связанных с содержанием и обслуживанием автодорог страны. Как заявил вице-премьер, министр экономического развития Италии Луиджи ди Майо, правительство разрывает концессионное соглашение с компанией Autostrade per l’Italia, в чьем ведении находился мост в Генуе.

Крах моста Моранди вызвал огромную волну откликов по всему миру. Озабоченность состоянием инженерной инфраструктуры высказали и в соседней Франции. В стране насчитывается 200 тысяч автодорожных мостов на 1 млн км дорог. Из них 12 тысяч находятся в ведении центрального правительства, остальные — органов местного самоуправления. Как заявил президент Национального союза спецподрядчиков по ремонту и укреплению инженерных структур Франции Кристиан Тридон, примерно 7% сооружений можно отнести к числу аварийных.