В настоящее время область строительства, связанная с проектированием и монтажом систем наружного утепления зданий (как навесных фасадных систем с воздушным зазором, так и систем наружного утепления с тонким штукатурным слоем; далее — систем), переживает настоящий бум.

Темпы возведения подобных систем растут с каждым годом. В пользу выбора систем говорят такие их качества, как эффективность, технологичность, эстетичность, возможность компенсации неровностей поверхности наружных стен, допущенных на более ранних стадиях строительства и т. д.

Кажущаяся простота конструкции и существующая на сегодняшний день нормативная и рекомендательная документация, по сути дела полностью описывающая основные принципы проектирования и монтажа, позволили трактовать монтаж систем как операцию, схожую по сложности со «сборкой детского конструктора» или «шпатлевкой и окраской внутренних стен». К сожалению, такое мнение присуще не только «фасадчикам», выполняющим монтаж, но, зачастую, поддерживается представителями заказчика и генерального проектировщика, т. е. теми, кто формирует общий облик здания или сооружения с точки зрения его безопасности, надежности, долговечности и эстетичности.

На самой ранней стадии — составлении основного проектного задания (ОПЗ) — из-за отсутствия данных о конкретной системе, которая будет использоваться на проектируемом объекте, и об общих требованиях и ограничениях для подобных систем в целом проектная организация часто не учитывает необходимость проведения целого ряда дополнительных исследований и мероприятий по обеспечению надежности и безопасности будущей конструкции.

Недобросовестным участникам рынка фасадов это дает повод к искусственному занижению стоимости конструкции в предложениях для тендерных комиссий за счет отказа от ненужных, с их точки зрения, испытаний, поверочных расчетов, устройства дополнительных противопожарных рассечек, усиления конструкции, увеличения толщины утеплителя, установки гидроветрозащитной мембраны, пароизоляции и мн. др.

В свою очередь монтажники конструкций систем часто выбираются заказчиком прежде всего по критерию максимально низкой стоимости работ.

Именно поэтому стали нередки случаи, когда на объекте появляются подрядчики, плохо знакомые не только с общими правилами монтажа данной конкретной конструкции, но и с общими требованиями организации строительства и обеспечения безопасности и качества производства. Все это в конечном счете не лучшим образом влияет на качество производства фасадных работ.

Объем и многообразие допущенных нарушений привели к необходимости создания условной классификации обнаруженных дефектов.

По нашему мнению, дефекты можно условно разделить на три группы:

  • по стадии появления (при проектировании, в т.ч. на стадии разработки технического задания, при монтаже или эксплуатации);
  • по степени влияния на техническое состояние фасадной системы;
  • по масштабности и сложности исправления.

Перед более подробным рассмотрением указанных групп раскроем понятия «дефект» и «элементы фасадной системы».

Дефект — это отдельное несоответствие элемента фасадной системы какому-либо параметру, установленному проектом, нормативным или рекомендательным, документом (СНиП, ГОСТ, ТУ, ТР, ТС, Стандарт организации и т.д.).

Основные элементы навесных фасадных систем с воздушным зазором:

  • кронштейны,
  • направляющие,
  • теплоизоляционный слой,
  • воздушный зазор,
  • наружный защитно-декоративный слой — облицовка (плиты из керамогранита, натурального камня, фиброцементные плиты, кассеты из металлических или композитных материалов и др.),
  • крепежные элементы,
  • элементы примыкания системы к конструкциям здания.

Основные элементы систем наружного утепления с тонким штукатурным слоем:

  • клеевой слой (для приклеивания утеплителя к поверхности наружной стены-основы);
  • утеплитель (минераловатные плиты или пенополистирольные плиты с противопожарными рассечками из минераловатных плит);
  • тарельчатые дюбели для механического крепления плит утеплителя;
  • базовый армируемый клеевой слой;
  • армирующая сетка из стеклянных нитей;
  • защитно-декоративное покрытие.

Теперь остановимся подробнее на каждой из вышеперечисленных групп дефектов.

  1. По стадии появления.

Дефекты, точнее — ошибки, допускаемые на стадии проектирования, могут быть связаны, как уже было сказано выше, с недостаточностью проработки технического задания на проектирование фасадов здания, отсутствием у архитекторов четкого представления о связи между возможностями (и ограничениями) конкретных систем и конечным продуктом, который они хотят видеть на фасадах и т. д.

Дефекты, возникающие на стадии монтажа фасадной системы, могут быть связаны: с недостаточной подготовленностью ИТР и рабочих, отсутствием или низкой степенью контроля производства фасадных работ, применением некачественных или не входящих в перечень материалов, указанных в Техническом свидетельстве данной фасадной системы, а также с нарушением последовательности общестроительных работ на объекте и т. д.

Дефекты, возникающие в период эксплуатации здания, зачастую связаны с дефектами, допущенными на стадиях проектирования и монтажа фасадной системы, или с нарушением правил эксплуатации здания.

  1. По степени влияния на техническое состояние фасадной системы.

Техническое состояние фасадной системы в зависимости от степени влияния имеющихся дефектов может быть описано следующими категориями (по аналогии с приведенными в СП 13-102-2003).

Нормативный уровень технического состояния — категория технического состояния, при котором количественное и качественное значение всех параметров элементов фасадной системы соответствует требованиям нормативных документов.

Работоспособное состояние — категория технического состояния, при котором некоторые из численно оцениваемых контролируемых параметров не отвечают требованиям проекта, норм и стандартов, но имеющиеся нарушения требований в данных конкретных условиях эксплуатации не приводят к нарушению эксплуатационной пригодности и несущей способности фасадной системы.

Ограниченно работоспособное состояние - категория технического состояния элемента фасадной системы или системы в целом, при котором имеются дефекты и повреждения, приведшие к некоторому снижению несущей способности и эксплутационной пригодности, но отсутствует опасность внезапного разрушения. Эксплуатация фасадной системы возможна либо при постоянном наблюдении (мониторинге) технического состояния, либо при проведении мероприятий по восстановлению или усилению.

Недопустимое состояние — категория технического состояния элемента фасадной системы или системы в целом, характеризующаяся снижением несущей способности и эксплуатационных характеристик, а также создается опасность для находящихся людей и материальных ценностей вблизи стен здания (необходимо проведение страховочных мероприятий и усиление элементов фасадных систем).

  1. По масштабности и сложности исправления дефекты можно разделить на:
  • легко устранимые (дефекты, обнаруженные на фасаде всего в нескольких местах, простые и нетрудоемкие при устранении);
  • устранимые (дефекты, не требующие изменения проекта или выполнения дополнительных поверочных расчетов или испытаний);
  • трудно устранимые (дефекты, для устранения которых требуется разработка специальных мероприятий с внесением соответствующих изменений в проект);

o          дефекты, требующие демонтажа системы.

 

В заключение хотим привести всего лишь несколько примеров дефектов, выявленных в процессе обследований, с приведенными ниже пояснениями. Хочется надеяться, что в числе тех, кто будет читать эту статью, окажутся представители служб заказчика и генерального проектировщика. Именно им в первую очередь будет интересно увидеть последствия некачественно выполненной работы.

Итак:

Система наружного утепления с тонким штукатурным слоем. При проведении обследования было выявлено полное отсутствие (!) клеевого слоя между утеплителем и наружной стеной-основой. Толщина защитно-декоративного (штукатурного) слоя достигает 20 — 25 мм (справочно: максимально допустимая толщина слоя на локальных участках при условии двойного армирования не может превышать 10 мм). Вышеперечисленные дефекты привели к тому, что спустя 2 года с начала эксплуатации система фактически начала «отслаиваться» от поверхности наружной стены-основы. В обозримом будущем можно ожидать обрушения фрагментов системы площадью до 15 —20 кв. м.

 Согласно приведенной выше классификации, данные дефекты можно причислить к дефектам, возникшим на стадии монтажа и приведшим к недопустимому техническому состоянию системы, требующему немедленного демонтажа.

Навесная фасадная система с воздушным зазором и облицовочным слоем из фиброцементных плит. При монтаже плит облицовки в качестве инструмента для закручивания саморезов использовались дрели, не имеющие ограничителя затягивающего усилия, со скоростью вращения 3 000-5 000 об./ мин. В результате этого было повреждено оцинкованное покрытие самонарезающих винтов крепления, и спустя менее чем 1,5 года наблюдается интенсивное развитие коррозии.

В отдельных местах из-за многократного прокручивания резьбы саморезов не обеспечено надежное крепление плит к направляющим. Данный дефект был отмечен на высоте более 50 м от уровня земли, т. е. в местах, находящихся под воздействием высоких знакопеременных (пульсационных) ветровых нагрузок. В отдельных точках крепления плит облицовки это привело к частичной или полной потере прочности. Из-за отсутствия антикоррозионной обработки направляющих в местах подрезки также наблюдается развитие процессов коррозии направляющих.

Все вышеперечисленные дефекты в конечном счете оказались причиной выпадения фиброцементной плиты облицовки, а в ближайшем будущем это может приобрести лавинообразный характер и превратиться в смертоносный «листопад».

Согласно приведенной выше классификации, данные дефекты можно причислить к дефектам, возникшим на стадии монтажа и приведшим к недопустимому техническому состоянию системы, требующему немедленной замены крепежных элементов и направляющих.

Навесная фасадная система с воздушным зазором и облицовочным слоем из керамогранитных плит. В процессе проектирования была изменена типовая расчетная схема. В результате этого под воздействием веса плит облицовки произошел отгиб горизонтальной полки несущего кронштейна (фото 5). Дополнительно к этому вследствие изменения геометрии каркаса системы керамогранитные плиты на торцах пилястр сместились относительно несущего каркаса и кляммеров крепления (фото 6). В совокупности с воздействием знакопеременных (пульсационных) ветровых нагрузок скорое начало выпадения плит облицовки (весом около 30 кг каждая) не кажется просто угрозой.

Согласно приведенной выше классификации, данный дефект можно отнести к дефектам, возникшим на стадии проектирования и приведшим к недопустимому техническому состоянию системы, требующему немедленного демонтажа.