Вице-министры национальной экономики Казахстана Р.Даленов, Б.Бекешев, А.Жумагулов на пресс-конференции 12 февраля в Службе центральных коммуникаций при Президенте Республики Казахстан поделились информацией о социально-экономическом развитии страны за 2017 год, а также рассказали о планах Министерства на текущий год.

 Первый вице-министр национальной экономики Руслан Даленов отметил в своем докладе, что рост ВВП Казахстана по итогам 2017 года составил 4%. По его словам, главный экономический итог 2017 года можно назвать качественным по следующим причинам: 2/3 роста обеспечено недобывающими отраслями; выросли почти все подотрасли (31 отрасль с положительным ростом в 2017 году против 22 в 2016 году); зафиксирован пятилетний максимум обрабатывающей промышленности (рост обработки 5,1% в 2017 году); имеется значительный рост так называемых желаемых отраслей (к примеру, фармацевтика на 41,8%); отмечается увеличение несырьевого экспорта и товаров глубокой переработки.

- Свой вклад в достижение качества роста экономики страны в 2017 году внесли также реализация программ «Нурлы Жер», благодаря которой было введено в эксплуатацию рекордные 11,2 млнкв.м жилья; в рамках программы «Нурлы Жол» было реконструировано 4 тысячи км.дорог; 120 проектов было также введено по Карте индустриализации страны. В рамках принятой Экспортной стратегии была показана поддержка 400 экспортерам страны, 192 тысячи субъектов бизнеса получили поддержку в рамках «Дорожной карты бизнеса 2020, - сказал Р.Даленов.

В числе задач Министерства в 2018 году первый вице-министр назвал обеспечение макроэкономической устойчивостистраны, совершенствование межбюджетных отношений, укрепление налоговой политики, расширение инструментов и подходов государственно-частного партнерства, эффективное управление долгом страны.

На пресс-конференции говорилось также и о мерах, предпринимаемых МНЭ по улучшению бизнес-климата Казахстана.

Представители министерства привели данные, согласно которым на сегодняшний день в стране действует 1 145 994 субъектов МСБ, которыми выпущено продукции на сумму 14 442 048 трлн. тенге и обеспечены занятостью 3 118 448 человек.

Министерством в истекшем году были разработаны системные меры по дерегулированию бизнеса, направленные на снижение административного давления на бизнес и кардинальное улучшение условий для предпринимательской деятельности.

Проведена полномасштабная ревизия контрольно-надзорных функций государственных органов на предмет их сокращения и оптимизации.

На сегодня пересмотрены 114 сфер контроля и 18 сфер надзора, по итогам предлагается исключить 25 сфер контроля и 3 сферы надзора в связи с дублированием и отсутствием эффективности, сократить 17 654 требования по проверке субъектов МСБ.

Как стало известно, планируется концептуально изменить систему государственного контроля и надзора. Планируется взамен проверок осуществляемых по выборочному порядку внедрить новый институт профилактического контроля. Основными задачами профилактического контроля будут являться выявление причин и условий противоправного поведения субъекта контроля, разъяснение правовых последствий правонарушения и убеждение в необходимости законопослушного поведения подконтрольного субъекта.

Для снятия с бизнеса бремени сдачи различной отчетности, направления информации (в форме справок, сведений, выписок, деклараций, уведомлений и иных заполняемых документов) планируется сократить на 30% информационных требований.

Вице-министр МНЭ РК Бауржан Бекешев отметил в своем докладе, что в 2017 годунаблюдалась положительная динамика во внешней торговле РК по всем ключевым показателям.

Вице-министр Айбатыр Жумагулов рассказал о работе Министерства по развитию местного самоуправления.

Так, согласно принятому в 2017 году Закону по вопросам развития местного самоуправления (далее – МСУ) бюджет и коммунальная собственность МСУ с 1 января 2018 года внедрены в сельских округах с численностью населения свыше 2 тыс. чел., а с 1 января 2020 года будут внедрены повсеместно.

В бюджет сельского округа переданы уже 7 видов налоговых поступлений и 5 видов неналоговых поступлений.

- Главной особенностью бюджета МСУ является обязательное участие граждан в управлении бюджетным процессом и коммунальной собственностью МСУ. Аппарат акима сельского округа разрабатывает проект бюджета, который в обязательном порядке обсуждается, и согласовывается с собранием местного сообщества. В связи с отсутствием на уровне сельского округа местных представительных органов, бюджет сельского округа утверждается маслихатом района (города областного значения). При этом исполнение бюджета возлагается на акима сельского округа и его аппарат, - сказал А.Жумагулов.

В настоящее же время, проводится анализ внедрения нового уровня бюджета и коммунальной собственности в сельских округах. По итогам, будут определены дальнейшие меры по развитию института МСУ, в том числе в части расширения доходной базы МСУ, а также передачи дополнительных полномочий для эффективного и самостоятельного решения вопросов местного значения.