Древний мир полон удивительных необычайных инженерных проектов от Великой Пирамиды Гизы до впечатляющих акведуков Рима. Хотя имена многих инженеров прошлого утеряны и забыты, некоторые все же дошли до наших дней.

Давайте вспомним лишь нескольких великих. Наш список не имеет особого порядка (но Архимед в нем будет первым) и далеко не исчерпывающий.

13 Инженеры Из Древности И Их Чудеса

1. Архимед был легендой

Архимед — один из самых известных мыслителей, которых мы помним. Он известен как математик, философ и исследователь, который оставил человечеству работы в области геометрии, арифметики и механики.

Это он описал принцип действия рычага, ему приписывается изобретение шкива, гидравлического винта. До нас дошли его трактаты по гидростатике (Принцип Архимеда).

инженеры из древности Архимеда
Источник: Thomas Degeorge/Wikimedia Commons

Легенда рассказывает о передовых технологиях, которые применялись Архимедом против римской осады Сиракуз в 214 году до нашей эры. Среди них: катапульты и система зеркал со «смертельными лучами», а также «коготь Архимеда» опрокидывающий вражеские корабли.

В дошедших до нас источниках подробно описывается, как Архимед был убит римским солдатом. Когда оборона города была окончательно подавлена, говорят, он все еще был занят своими расчетами.

2. Сострадус Книдский построивший великий Маяк в Александрии

инженеры из античности sostradus
Источник: Emad Виктор Шенуда /Wikimedia Commons

Сострадус — уроженец города Книд, в Малая Азия (современная Анатолия, Турция). Известно, что его отцом был Дексифан, архитектор стадиона Тетра в Александрии.

Сострадус — автор нескольких впечатляющих инженерных сооружений древности. Самое известное из них: Великий Александрийский Маяк, который был построен примерно в 280 году до нашей эры, одно из семи Чудес Света.

Архитектор знаменит подвесными Садами удовольствия в Книде, которые были, якобы, похожи на другое чудо — Висячие сады Вавилона. Сострадус также возвел собор Книдиан в Дельфах и каналы на Ниле в Мемфисе.

3. Полиид Фессалий — военный инженер македонского царя

инженеры из античности Polyidus
Источник: Gts-tg / Wikimedia Commons

Известно, что Полиид был греческим военным инженером, который служил под началом македонского царя Филиппа II — отца Александра Великого. Известен своими крытыми таранными осадными машинами, хорошо показавшими себя во время осады Филиппом Византии, в 340 году до нашей эры.

Среди изобретений Полиида были колесницы, которые Александр Македонский использовал в своих военных кампаниях.

Полииду также приписывают изобретение Гелеполиса (огромной осадной башни, называемой еще «захватчик городов»). Читателям далеким от компьютерных стратегий поясним, осадные башни — это большие передвижные конические сооружения, при помощи которых штурмовали вражеские стены.

Чтобы деревянные конструкции не сгорели, их покрывали железными пластинами. Во время осады они наводили ужас на врагов.

4. Герон Александрийский — изобретатель первого парового двигателя

инженеры из античности герой
Источник: Knight’s American Mechanical Dictionary/Викимедиа Коммонс

Герон Александрийский — один из самых известных инженеров прошлого, которому принадлежат значительные открытия в области математики, физики и инженерии. Он жил примерно в 1 веке до нашей эры. Герон — основатель Высшей технической школы в Александрии и его перу принадлежат учебники по геометрии, геодезии, механике и оптике.

Герон разработал первый паровой двигатель Aeolipile, первый в мире одометр и знаменитый механический насос. Он также изобрел первую в мире роботизированную установку и торговый автомат (да, вы все правильно прочли).

5. Филон Византийский — изобретатель водяной мельницы

Филон Византийский (также известный как Филипп Механикус), греческий физик. Он жил во второй половине 3-го века до н. э.. Родился в Византии, но большую часть своей жизни провел в Александрии (Египет). 

Филон был разносторонне развитым человеком и просто обожал механику. Известны также его труды по математике и артиллерии. Он был талантливым разработчиком механических игрушек и проявил себя на поприще развлечений. Филона вполне можно считать основоположником портового строительства.

Недавние изыскания выявили сделанные им детальные описания водяных мельниц, многозарядных арбалетов и ему приписывают первое известное описание карданной подвески.

6. Витрувий мог бы удивить Леонардо да Винчи

инженеры из античности Витрувий
Источник: Себастьян Ле Клерк/Викимедиа Коммонс

Марк Витрувий Поллион, известный больше как просто Витрувий, был известным римским архитектором и инженером. Он остался в памяти потомков как автор римского архитектурного справочника «De Architectura» («Об архитектуре»).

Мы мало знаем о жизни этого человека, но остались его письменные работы. Справочник «De Architectura» основан на личном профессиональном опыте Витрувия, но в них обобщены теоретические работы и других известных греческих архитекторов, таких как Гермоген. Книга охватывает многие дисциплины. Большая ее часть посвящена аспектам городского планирования, проектирования и строительства храмов, общественных зданий, один раздел посвящен военным изобретениям.

Несколько его книг рассказывают о Римской технической мысли того времени, он сделал подробные описания водяных мельниц, осадных машин, акведуков, геодезических приборов и даже центрального отопления (гипокаусты).

Считается, что его философские размышления о совершенной пропорции вдохновляли Леонардо да Винчи.

7.  Метон Афинский внес огромный вклад в астрономию

инженеры из античности Meton
Источник: Marsyas / Wikimedia Commons

Метон Афинский (сын Павсания), был уроженцем Афин. Он в совершенстве знал инженерию и геометрию и его работы не раз будут цитировать другие великие зодчие, такие как Витрувий.

Метон прославился как автор 19-летнего «Метонического цикла», который стал базой для древних афинских лунно-солнечных календарей.

Как астроном он примерно в 433 году до нашей эры построит солнечные часы. Метон спроектировал и выполнил ряд гидротехнических сооружений, включая акведук Colonos.

Старейший в мире, из всех известных, астрономический калькулятор, механизм Антикиферы, который выполняет вычисления, — все это можно назвать наследием Метона.

8. Имхотеп- не только мумия, но и великий инженер

Имхотеп (которого многие знают как «Мумию») был на самом деле очень талантливым древнеегипетским инженером. Он вошел историю как один из главных чиновников фараона Джосера, эрудит, судья, инженер, астроном и врач.

Египтологи считают, что он именно он отвечал за проектирование ступенчатой пирамиды Джосера, построенной в Сакаре около 1630-2611 гг. до н. э.

Имхотеп запомнился одним из первых инженеров, применившим для структурной поддержки в строительстве каменные колонны.

Имхотеп получил признание как корифей медицины и целительства, а после смерти был приравнен к Тоту (Богу архитектуры, математики и медицины).

9. Динократ, который построил Александрию

инженеры из античности Динократ
Источник: Faigl.Ладислав/Викимедиа Коммонс

Динократ Родосский был греческим архитектором и инженером, который сопровождал Александра Македонского в его завоевательном походе по всему миру.

Но наиболее известен он как создатель плана великого города Александрии, монументальным погребальным костром Гефестиона и реконструкцией храма Артемиды в Эфесе (современная Турция).

Другие работы Динократа — это несколько городских планов и храмов в Дельфах, Делосе и других греческих мегаполисах. Согласно предварительным выводам археологов, он, возможно, являлся архитектором крупной эллинистической гробницы, найденной в Амфиполе в 2012 году.

10. Эупалинос построивший самый длинный туннель своего времени

инженеры из античности Eupalinos
Источник: Zach Marshall/Wikimedia Commons

Эупалинос из Мегары — древнегреческий инженер, которому приписывают строительство туннеля Эупалиноса на острове Самос, примерно в 6 веке до нашей эры.

Тоннель был введен в эксплуатацию Поликратом Самоса и составляет более километра в длину. Учитывая, что при строительстве использовались весьма несовершенные инструменты, это впечатляющий подвиг инженерии.

Эупалинос также является первым гидроинженером, который когда-либо упоминался. Но больше о нем никакой информации нет.

11. Гарпалус построил первый мост через Босфор

инженеры из античности harpalus
Современный Босфор. Источник: Nikos Roussos / Flickr

Гарпалус известен как человек, который построил знаменитый понтонный мост по которому Ксерксом пересек Геллеспонт в 480 году до нашей эры. Об этом факте нам стало известно из трудов древнего историка Геродота.

Но есть и другие источники рассказавшие о деятельности этого инженера. Найден папирус 1-2 века, который перечисляет художников и ученых известных по их необычайным достижениям. В нем приводится блестящий отчет о работе Герпалуса.

«Гарпалус из Тенедоса, который, добившись успеха там, где египетские и финикийские инженеры потерпели неудачу, построил мост через Геллеспонт.»

12. Секст Юлий Фронтин

инженеры из античности Sextus
Источник: MM / Wikimedia Commons

Секст был высокопоставленным Римским гражданским инженером-строителем, государственным деятелем 1-го века нашей эры. Он также проявил себя как успешный генерал и сделал карьеру на военном поприще при Домициане. Секст командовал войсками в Римской Британии, участвовал в битвах на Рейне и Дунае.

Однако Секст наиболее известен своими техническими трудами и, в первую очередь,  акведуками. 

Должность строителя и надзирателя акведуков давала очень высокое положение в обществе и требовала компетентности. До Секста эту должность занимал Агриппа, который возглавлял ремонт общественных сооружений при Августе, ему приписывают возведение акведука Aqua Marcia в Риме.

13. Эрмиуну построил Великую Пирамиду

инженеры из античности Hermiunu
Источник: Sean Ellis / Flickr

Эрмиуну был древним египетским инженером. Родился он в королевской семье примерно в 2570 году до нашей эры.  Известно, что Эрмиуну руководил строительством Великой Пирамиды в Гизе.

Пирамида задумывалась как гробница фараона Хуфу и остается одним из самых впечатляющих инженерных достижений древнего мира.